«Улыбайтесь, господа!»: 7 фильмов Марка Захарова

На счету у Марка Захарова всего семь фильмов. Однако почти все они разошлись на цитаты, а звучащие там песни стали хитами, которые знают несколько поколений. Вспоминаем все кинематографические работы знаменитого режиссера.

«Стоянка поезда – две минуты» (1972)

Видео: YouTube/dundurey

Об этом фильме, который на деле является кинодебютом Захарова, знают немногие. Захаров написал сценарий картины и снял ее в соавторстве с Александром Орловым. Получилась музыкальная комедия о жизни московского врача, который приехал работать в провинцию и неожиданно влюбился в местную медсестру. Ее играла одна из главных красавиц советской сцены Валентина Теличкина. Также в картине снимался Юрий Белов, известнейший актер послевоенного десятилетия, а голосом женских персонажей пела Алла Пугачева. На большом экране «Стоянку» так и не показали: она многие годы пролежала на полке из-за того, что исполнитель главной роли Олег Видов эмигрировал в США.


«12 стульев» (1976)

«Заграница нам поможет! Запад с нами»

Видео: YouTube/Дима Покрышкин

Несмотря на произошедшее с первым фильмом, Захаров не отказался от желания работать в кино и взялся за четырехсерийный амбициозный проект. Амбициозный, потому что, во-первых, роман Ильфа и Петрова экранизировали уже не раз. А во-вторых, совсем недавно, в 1971, году вышла версия Леонида Гайдая – признанного мастера комедии. Противопоставить свой фильм работе такого режиссера было смело (поговаривают, что Гайдай отзывался о фильме негативно). Кроме того, на роли главных героев Захаров выбрал актерский дуэт, уже блиставший в «Бриллиантовой руке» Гайдая 1969 года (тоже, кстати, в роли мошенников). Анатолий Папанов сыграл Кису Воробьянинова, а Андрей Миронов – Бендера (режиссер утвердил его без проб). В отличии от предыдущих экранизаций в фильме Захарова было много много музыки и танцев. Эти элементы станут обязательными и для последующих его работ.


«Обыкновенное чудо» (1978)

«Мне ухаживать некогда. Вы привлекательны, я чертовски привлекателен. Чего зря время терять? В полночь жду»

>

Видео: YouTube/Крылатая Лисица


Определить жанр «Обыкновенного чуда» сложно: это и сказка для взрослых, и музыкальная комедия, и философская притча о любви. По сюжету волшебник (Олег Янковский), чтобы развлечь свою жену (Ирина Купченко) рассказывает ей сказки, персонажи которых приходят в их дом. На этот раз волшебник превратил Медведя в человека, но он снова станет зверем, если его поцелует прекрасная принцесса (Евгения Симонова). Конечно, же Медведь и принцесса встречаются, влюбляются, пытаются бежать от своих чувств.

Захаров много раз обращался к творчеству Евгения Шварца в своих спектаклях, а вот фильм по его пьесе поначалу ставить не хотел и почему передумал – неизвестно. Кастинг на главную мужскую роль был строгий. На пробах 25-летний Александр Абдулов, который только поступил в труппу «Ленкома», сомневался, что получит роль. «Пробуюсь всегда я, а играет Костолевский», – говорил актер. Позже он снялся у Захарова в еще в четырех фильмах.


«Тот самый Мюнхгаузен» (1979)

«Я понял, в чём ваша беда: вы слишком серьёзны. Умное лицо – это ещё не признак ума, господа. Все глупости на земле делаются именно с этим выражением лица. Улыбайтесь, господа. Улыбайтесь!»

Видео: YouTube/dundurey

Образ ироничного фантазера барона Мюнхгаузена очень нравился актеру Владимиру Зельдину. Он так мечтал сыграть эту роль, что попросил сатирика Григория Горина написать для него пьесу. Спектакль по ней поставили в Театре Советской армии, его увидел Марк Захаров и решил сделать по этому материалу фильм.

Картину снимали в Германии, актерский состав вновь состоял из звезд «Ленкома». По сюжету Мюнхгаузен - уже немолодой человек, который пережил множество переключений и имеет взрослого сына, а на главную роль Захаров выбрал Олега Янковского, которому только исполнилось 35 лет. Получилась двухсерийная трагикомедия о человеке, который умел мечтать и верил в прекрасное.


«Дом, который построил Свифт» (1982)

“– Видите вон тот дуб? Пообщайтесь с ним, ему, наверное, тоже пятьсот лет.
– Как, уже пятьсот? Я помню его ещё желудем…”

Видео: YouTube/vereskklenovyi

И вновь Олег Янковский в главной роли, на этот раз в образе писателя Джонатана Свифта – одного из самых загадочных писателей XVII века. По сюжету его дом населяют придуманные им литературные герои - лилипуты, великаны йеху. В дом Свифта, где реальность тесно срослась с вымыслом, оказывается психиатр Симпсон (Александр Абдулов), который пытается понять гениального автора.

«Дом, который построил Свифт» – самая сюрреалистичная работа Захарова, своеобразный арт-хаус советского времени. Возможно поэтому фантасмагоричная музыкально-комедийная история о сумасшествии и фантазиях так и не стала хитом.


«Формула любви» (1984)

«Селянка, а селянка! Хочешь большой, но чистой любви?»

Видео: YouTube/Андрей Климов

Григорий Горин написал вольный пересказ повести Алексея Толстого «Граф Калиостро». Главный герой – магистр темных сил (а на деле просто талантливый мошенник), вместе со своими спутниками скрывается от погони в дворянской усадьбе, где попутно пытается оживить статую и добиться любви молодой девушки.

На главную роль Захаров долго не мог найти актера. Случайно он оказался на спектакле грузинского театра, гастролировавшего в Москве, и увидел Нодара Мгалоблишвили. Режиссер сразу понял, что именно он должен сыграть Калиостро и после спектакля отправился прямо в гримерку предлагать роль.

Самая известная песня фильма (и, наверное, из всех фильмов Захарова) – «Уно момент» – появилась случайно. Просто Александр Абдулов и Семен Фарада, игарвшие слуг графа, захотели тоже что-нибудь спеть, и композитор Геннадий Гладков сочинил для них песенку «по-быстрому».


«Убить дракона» (1984)

«Единственный способ избавиться от Дракона – это иметь своего собственного»

Видео YouTube/Фильмы

Сказочная история о рыцаре Ланцелоте, который освобождает город от тирании Дракона, стала режиссерским дебютом Захарова в 1963 году. Спустя 25 лет по мотивам сюрреалистической пьесы Шварца он снял свою самую драматичную и серьезную картину.

Главные роли исполнили любимые актеры Захрова: Абудлов и Янковский. Но если Абдулов вновь был в привычном амплуа героя, то Янковский был в отталкивающем злодейском образе (а точнее сразу в трех). Фильм вышел в самый разгар перестройки, и лозунг «Убей дракона в себе» перекликался с концепцией «Начни перестройку с себя». Эта картина – единственная из всех работ режиссера была показана в кино. Остальные снимались для телевидения.

Симона Андрисенко

28 сентября