Марк Захаров всегда был человеком пишущим. В 1970-е работал над сценариями, в том числе к фильмам «Земля Санникова» и «Звезда пленительного счастья», снятым другими режиссерами, был автором писем солдата Сухова из «Белого солнца пустыни». Еще много писал о режиссуре, театре и коллегах. Рассказываем о пяти знаковых книгах Захарова.
Издательство «Молодая гвардия»
В молодости режиссер сочинял юмористические рассказы и печатался в популярных советских журналах. В 1961 году в журнале «Крокодил» был напечатан его первый рассказ. А потом в издательстве «Правда» в серии «Библиотека Крокодила» вышло два его сборника: в 1969 году «Злая шутка», а в 1973-м три его рассказа вошли в сборник «Ступив на стезю сатиры», в котором собрали тексты молодых авторов со всей страны. Там же опубликовал свои произведения еще один режиссер – Сергей Бодров-старший.
Издательство «Вагриус»
В книге нет теоретического пособия по режиссуре – здесь собраны размышления о творческом пути. Захаров вспоминает о первом успехе, связанном со спектаклем «Доходное место» (1967), показы которого считает «государственным упущением». Рассказывает о том, как зарождался творческий союз с Григорием Гориным, который «начинал свои литературные игры, находясь в должности врача скорой помощи».
Размышляя о профессии, Захаров говорит, что хороший режиссер должен владеть навыками и актера, и драматурга, и художника, и даже инженера. А еще ему не помешало бы быть хозяйственником, управленцем, политиком и философом. Именно поэтому в представлении Захарова режиссура – это суперпрофессия.
Издательство «Центрполиграф»
Еще одна книга о профессии, но здесь не столько воспоминания, сколько анализ. Захаров рассказывает, как кинематограф влияет на театрального режиссера, почему появляются плохие спектакли, как настроить контакт со среднестатистическим зрителем. А еще дает советы абитуриентам театральных вузов и предостерегает молодых актеров от увлечения алкоголем. Исследует он не только профессию, но и людей, – пытается раскрыть загадку Олега Янковского и понять, как Евгений Леонов, «актер самых обыкновенных способностей, типаж для небольших полузабавных киноэпизодов, превратился в народного артиста не по званию, а по сути».
Издательство «Эксмо»
Самый полный сборник мемуаров, в котором объединены все тексты Захарова о его жизни в театре. Сюда вошли главы из «Контактов на разных уровнях» и из сборника «Ленком», в котором режиссер был одним из авторов. Особенно важны в этом издании фотографии: здесь собраны и кадры с репетиций спектакля «Юнона и авось», и фото из личного архива с коллегами Григорием Гориным и Юрием Визбором.
В своих фильмах и спектаклях Захаров демонстрировал идеальное владения иронией. Это прослеживается и в его текстах: «Татьяна Ивановна Пельтцер была великой и истинно российской актрисой. Ведь ее мать была еврейкой, а отец – немцем…»
Издательство «Центрополиграф»
Захаров собрал вокруг себя лучших советских актеров. Он сразу распознавал талант и многие будущие звезды приходили в его театр еще студентами (например, Александр Абдулов был приглашен в «Ленком» на 4 курсе). Но судьба сложилась так, что практически все артисты, блиставшие в его спектаклях и фильмах, ушли из жизни намного раньше режиссера. Поэтому одни из главных текстов Захарова – воспоминания о коллегах.
В сборнике, посвященном Андрею Миронову, Захаров написал главу под названием «Подарил театру свою жизнь». Их творческий союз начался с первой же серьезной работы Захарова – спектакля «Доходное место» в театре Сатиры. Миронова, уже известного не только в театральной среде, но и по ролям в кинохитах «Три плюс два» и «Берегись автомобиля», начинающий режиссер пригласил играть в постановке, которую вскоре со скандалом сняли.
30 сентября, 2019