22 книжные новинки апреля

22 книжные новинки апреля

В этом месяце вышел сборник неизвестных сказок Андерсена, книга про музыку и моду 1990-х и роман о 24 часах на МКС. Выбрали лучшие книжные новинки месяца.

Мария Данилова. «Двадцать шестой»

АСТ

Каково это — взрослеть в эпоху, когда страна меняется быстрее, чем ты успеваешь читать новости? Мария Данилова, лауреат премии Крапивина и автор полюбившейся детям и взрослым повести «Аня здесь и там», в своей второй книге рисует портрет позднесоветского детства, полного мелких деталей и узнаваемых реалий. Тут и первые иномарки, и кооперативные кафе, и очереди, и сеансы магии у экрана телевизора. В центре истории — пятеро детей, чье взросление совпадает с перестройкой. Теплая проза о поиске себя и о мире, который рушится, чтобы сформироваться заново.


Кристина Эмих. «Дорогая Клара!»

АСТ

Виктор и Клара растут в АССР Немцев Поволжья, и после начала Великой Отечественной войны Клару вместе с семьей выселяют, как и многих других немцев. Виктор пишет ей письма, но они не находят адресата. Их диалог продолжается в дневниках, в мыслях, сквозь годы разлуки и перемен.

Этот роман — напоминание о том, что любовь способна пережить даже самые страшные времена. Эпистолярная форма превращает его в часы, отмеряющие не только дни и годы, но и эмоции: надежду, страх, тоску, нежность.


Надежда Лидваль. «День города»

«Азбука»

Наташа и Катя, девушки из большого сибирского города, хотят перемен: одна активно ищет любовь за границей, другая учит английский в надежде повысить свои шансы на перспективные предложения. И вот перемены случаются — судьба подкидывает в их странный город двоих иностранцев. Как только все четверо оказываются в одной точке, мелодраматический сюжет о превратностях любви быстро переключается на фолк-хоррор. А для него, кстати, есть все условия: местный культ писателя XIX века, загадочные ритуалы вокруг его памятника и небеспричинное ощущение доминантной власти места над человеком.


Юлия Лукшина. «Хрустальный дом»

«Альпина»

Реальность в рассказах сценариста и драматурга Юлии Лукшиной не то чтобы ненадежная — она текучая. В ее мире любовь оборачивается ненавистью, прошлое перетекает в будущее, а право на слово и чувство перестает быть прерогативой только лишь человека. Здесь бытовая магия естественна, как гравитация, иллюзии становятся материальными, а ход времени — ощутимым, видимым и даже оформленным в непривлекательный, но при этом честный образ ненасытной гусеницы.


Бусейна аль-Иса. «Хранитель мировой поверхности»

«Самокат»

Издательство запустило новую серию Plan B. Первым выходит роман писательницы из Кувейта — антиутопия, в которой миром правит цензура. Главный герой — молодой Цензор, его работа заключается в том, чтобы беспристрастно запрещать тексты, нарушающие установленные нормы, и шлифовать язык, устраняя из него шероховатости смыслов. Но чем больше он читает, тем сильнее расшатывается его вера в установленный порядок. Соединив кафкианскую абсурдность, фантастическую фантасмагорию и традиции классической антиутопии, Бусейна аль-Иса создает напряженную историю о силе слова, свободе воображения и власти текста над реальностью.

Роман стал финалистом National Book Award в категории «Переводные книги» и вошел в список 100 обязательных к прочтению книг по версии Time (2024).


Гитанджали Шри. «Растворяясь в песках»

«Эксмо»

Этот роман — первая написанная на хинди и переведенная на английский язык книга, удостоенная Международной Букеровской премии. Восьмидесятилетняя героиня Ма, потеряв мужа, отправляется в Пакистан, который покинула подростком после раздела Британской Индии. Это путешествие становится для нее толчком для переосмысления материнства, свободы и феминизма. Сохраняя легкий и даже шутливый тон, Гитанджали Шри поднимает темы, так часто остающиеся в тени повседневных забот: пересборка себя после больших и почти незаметных потрясений, смелость быть свободной в любом возрасте и социальном статусе и противостояние общепринятым, хотя и непонятно кем установленным нормам.


Клэр Ошецки. «Совушка»

«Дом историй»

Сюрреалистичная история о материнстве, рассказанная в лучших традициях магического реализма. У Тайни рождается необычный ребенок — девочка-совушка, маленькая, хрупкая, не такая, как все. Мать дает себе обещание принять дочь такой, какая она есть, но окружающий мир требует иного — стремиться к этим «всем» изо всех сил, скорректировать оптику в пользу общества, казаться, а не быть. Этот роман — притча о любви, непохожести и хрупкости человеческих ожиданий, вдохновленная, по признанию автора, «Лавром» Евгения Водолазкина.


Афина Актипис. «Практическое руководство на случай апокалипсиса. Как пережить конец света и подготовиться к следующему»

Individuum

Практика проживания в начале XXI века продемонстрировала, что паника — плохая стратегия что на каждый день, что при наблюдении уникальных исторических событий. Афина Актипис, теоретик сотрудничества (и, между прочим, эксперт по зомби), объясняет, почему конец света — это еще не конец, и перечисляет все «апокалипсисы», которые человечеству удалось успешно оставить позади. А значит, есть возможность пережить и следующий. Используя теорию игр, эволюционную психологию и исторические примеры, автор доказывает: главное — не индивидуальные запасы консервов и туалетной бумаги, а способность людей объединяться. И да, укулеле в тревожном чемоданчике может оказаться не такой уж бесполезной вещью.


«Неизвестный Андерсен: сказки и истории»

«Городец»

Ханс Кристиан Андерсен — это не только «Русалочка», «Снежная королева» и «Гадкий утенок». Это еще примерно 150 сказок, которые вошли в его знаменитые сборники «Сказки, рассказанные детям» и были опубликованы в нескольких томах с 1835 по 1842 год.

Составитель этого сборника, специалист по творчеству Андерсена Андрей Коровин, объединил в издании 16 малоизвестных историй датского сказочника в современных переводах Ольги Дробот, Норы Киямовой, Елены Красновой и Нины Федоровой и дополнил их уникальными иллюстрациями Оскара Клевера, созданными в Царском Селе, в лагере в Конице в 1941–1942 годах и Ленинграде в начале 1970-х. Этот сборник — мост между поколениями: оно возвращает к истокам и одновременно открывает Андерсена заново.


Кирилл Светляков. «Советская культура. От большого стиля до первых рейвов»

МИФ

Как советская культура повлияла на нас сегодняшних? Кирилл Светляков — искусствовед, куратор и арт-критик, исследует искусство, кино и архитектуру СССР, прослеживая их связь с психологией и массовым сознанием. От сталинского ампира до первых рейвов 1990-х, от борьбы элитарного и массового до противостояния идеологии и личности. Книга показывает, как менялась визуальная среда и смысловые коды, формируя облик эпохи.


Елена Крижевская. «За парадными дверьми: московские особняки в фотографиях и историях»

«Бомбора»

Не только художественная литература обрабатывает исторические процессы — не меньше внимания им уделяет нон-фикшн. Выходит все больше исследований повседневности, предметов и явлений, определяющих быт и среду обитания человека, открываются гостям закрытые ранее здания, а городские прогулки превращаются в охоту за утонченными фасадами и скрытыми деталями. Все это часто остается на расстоянии от любопытного взгляда — в силу, например, географических причин или по-прежнему закрытых дверей некоторых сокровищниц. Эта книга — редкая возможность заглянуть внутрь московских особняков конца XIX — начала XX века. Более 900 фотографий и 61 история — от купеческих домов с секретными молельными комнатами до особняков, стилизованных под викторианские замки. И конечно, такое издание не могло обойтись без историй людей, владевших этими домами, — московских элит своего времени.


Рёко Секигути. «Зов запахов»

Ad Marginem

Новая книга Рёко Секигути — истории нескольких женщин из разных стран и эпох, рассказанные как дневники запахов, раскрывающих и характеры героинь, и роль запахов в познании мира и принятии непознаваемости его неотъемлемых частей, таких как тайна, тень, расставание и, конечно, любовь.

Творческий метод Рёко Секигути уже хорошо известен русскоязычному читателю — французская писательница японского происхождения работает с «языком эмоций». В «Нагори. Тоска по уходящему сезону» (2023) она деконструирует японское слово «нагори», обозначающее конец сезона, все позднее или запоздалое, переходящее из реальности в воспоминания. В кросс-жанровом тексте «Голос в темноте» (2024) продолжает исследовать тему времени и наших с ним отношений через переживание утраты близкого человека.


Павел Басинский. «Леонид Андреев: Герцог Лоренцо»

АСТ

С этой книги стартует новая серия «Редакции Елены Шубиной» — «Ж.И.Л.», которая своим названием уважительно кивает «ЖЗЛ» «Молодой гвардии», но также и показывает, что готова перехватить эстафету издания биографий известных людей.

В первой книге серии Павел Басинский, дважды лауреат «Большой книги», рассказывает о Леониде Андрееве — одном из самых загадочных писателей Серебряного века. Выходец из Орла, он покорил литературную сцену, дружил с Горьким, но позже стал его врагом. После революции Андреев оказался в эмиграции и вскоре был забыт своими современниками. Басинский исследует его судьбу и размышляет, почему писатель, предвидевший катастрофы XX века, так быстро исчез из литературного поля.


Ольга Чередниченко. «Окаянные гастроли»

«Эксмо»

1913 год, Российская империя. Юная Шурочка Алексеева, мечтающая стать актрисой, сбегает с труппой Григория Рахманова, даже не подозревая, что режиссер проводит опасные эксперименты на своих актерах. Гастроли оборачиваются путешествием в мир шаманов, тифозных поездов, войны и революции. Чередниченко мастерски соединяет магический реализм с исторической прозой, превращая реальность в сцену, на которой все подчинено театральному ритуалу.

Прошлое и его осмысление в художественной форме — одна из ключевых тем литературного процесса последних 30 лет, требующая скрупулезной работы с архивами, а если посчастливится, то и со свидетелями описываемых событий. Но если свидетели ушли навсегда, это не значит, что их истории утеряны, это лишь делает исследования сложнее — но и увлекательнее.


Катя Тарасова. «Кактус Леонова. Записки япониста о важном и разном»

«Лайвбук»

Книга Кати Тарасовой описывает мир глазами переводчицы, чья работа выходила далеко за рамки привычного: она сопровождала премьер-министра Японии, организовывала тур «Ночных снайперов» и даже год проработала на автозаводе в Тольятти.

Это не просто самоироничные записки о путешествиях, друзьях и неожиданных встречах — вошедшие в сборник эссе работают как хороший нон-фикшн: через личные истории они расширяют представления о мире, раскрывают неожиданные грани профессий, отношений, человеческой психики и напоминают, что жизнь — удивительная и непредсказуемая штука.


Дмитрий Данилов. Imagine

АСТ

Как и в своих драматических и прозаических произведениях, в этом стихотворном сборнике Дмитрий Данилов снова проводит нас по привычной реальности туда, где становится неуютно и вдруг обнаруживаешь пустоту под ногами.

В новый сборник вошли стихи, написанные с 2017 по 2024 год, в которых Данилов сосредоточился на повседневности и зафиксировал ее, превратив в чистый экзистенциальный ужас, но сделал это мягко и почти нежно.


Си Джей Скьюз. «Дорогуша»

«Дом историй»

Черный юмор, социальная сатира и абсолютная ярость — так кратко можно описать роман-бестселлер «Дорогуша», ставший в прошлом году основой обласканного критиками и зрителями одноименного сериала. Рианнон, главная героиня романа, ведет необычный список, куда записывает всех, кого следует убить: от грубого водителя, подрезавшего ее на дороге, до бойфренда-изменника. Вопрос о том, сможет ли она сохранить этот список в секрете, не стоит — тайное обязательно станет явным, но как именно? Судя по количеству оценок и ревью на Goodreads, завораживающе для читателя на протяжении всех 500 страниц романа.

Книга выходит в эксклюзивном оформлении специально для ярмарки «Non/fiction. Весна» — с оригинальной суперобложкой, премиальной бумагой и подарком за покупку.


Саманта Харви. «По орбите»

NoAge

Роман, действие которого происходит в течение 24 часов. Астронавты из России, США, Китая, Японии, Великобритании и Италии находятся на борту Международной космической станции.

«По орбите» — миниатюрный, философский и пронзительный роман, ставший лауреатом прошлогодней Букеровской премии. Написанный с полифонической ритмикой, напоминающей «Волны» Вирджинии Вулф, он заставляет задуматься о масштабе Вселенной и о том, насколько драгоценна каждая жизнь — словом, напрямую связан со «звездным небом над нами» из классического афоризма Канта и, по признанию космического инженера Александра Хохлова, с реальными размышлениями космонавтов о месте человека в космосе.


Мария Ларреа. «Люди из Бильбао рождаются где захотят»

«Подписные издания»

Исходной точкой этого романа стала история самой писательницы. Мария, главная героиня, узнает, что ее жизнь, с таким трудом вырванная из-под родительского контроля и перестроенная согласно личным представлениям о прекрасном, основана на лжи, и начинает расследование, которое уводит ее из богемного Парижа в коррумпированные структуры постфранкистской Испании. Смена сцен, почти кинематографический ритм и детективный саспенс — неудивительно, что роман уже получил несколько престижных французских и испанских литературных премий, в том числе Prix du Premier Roman и Prix Roman France Télévisions, был адаптирован для театральной сцены и постепенно захватывает внимание читателей по всему миру — теперь и в переводе на русский язык.


Янь Лянькэ. «Сны деревни Динчжуан»

«Синдбад»

В начале 1990-х китайское правительство запустило кампанию по сбору донорской плазмы, и тысячи крестьян, соблазнившись обещаниями легких денег, массово сдавали кровь. Из-за антисанитарии это обернулось эпидемией ВИЧ, унесшей жизни целых деревень. Янь Лянькэ три года изучал истории пострадавших, но вместо документального исследования написал роман, отдавая себе отчет в том, что его работа не пройдет цензуру.

Сегодня этот текст — больше чем просто художественное осмысление трагедии. Это память, зафиксированная вопреки запретам, рассказ о людях, которых уже нет и о которых, возможно, не захотели бы вспоминать, если бы не эта книга.


Наталия Семенова. «Амбруаз Воллар. Открыватель талантов»

«Слово»

Человек, который понимал искусство лучше самих художников, Амбруаз Воллар первым начал покупать работы Сезанна, когда никто в него не верил, и он же открыл публике полотна Гогена, Матисса, Пикассо, Ван Гога.

Но как человек, одержимый живописью, сам стал частью детективной истории, которые всегда кружат вокруг больших талантов и еще больших денег? Наталия Семенова годами изучала архивы и обнаружила невероятные совпадения, которые привели ее к написанию первой литературной биографии Воллара.


Мария Фернандес-Миранда. «Загадка по имени Кристобаль Баленсиага»

«Колибри»

За последние два года модная индустрия все больше напоминает древнюю тектоническую плиту, вспомнившую, что и она способна на динамику: уходят креативные директора, меняются владельцы брендов, зажигаются новые звезды. Кажется, никогда еще обращение к истории моды не было так актуально, ведь она помогает понять, как все началось и через что уже удалось пройти без потерь или с минимальными последствиями.

Кристобаль Баленсиага, основатель собственного модного дома, создавал платья, которые до сих пор копируют и изучают в институтах, но сам при этом оставался почти невидимкой. Его называли «монахом высокой моды» и даже сомневались в его существовании. Журналистка и спикер TED Мария Фернандес-Миранда воссоздает восемь ключевых эпизодов жизни Баленсиаги: от детства в баскском городке Гетария до закрытия дома Balenciaga. Это не просто биография, а художественное переосмысление истории человека, который менял мир моды, оставаясь в тени.

Текст: Елена Чернышева

Все самое интересное — у нас в Telegram

Подписаться