85 лет Василию Лановому: 7 главных ролей в кино

16 января исполняется 85 лет народному артисту СССР Василию Лановому. Лановой – прекрасный актер, работающий без продыху и в театре, и в кино. В советское время он был безусловной звездой, в том числе, например, снимался в «Семнадцати мгновениях весны», а сегодня сменил амплуа на более возрастное. Вот семь его знаковых киноролей.

«Алые паруса» (1961)

Фото: кадриз фильма «Алые паруса»; режиссер – Александр Птушко; сценарий – Алексей Нагорный, Александр Юровский; производство – киностудия «Мосфильм», Творческое объединение детских фильмов

Этот фильм не был дебютным для Ланового. Самая первая его работа в кино, «Аттестат зрелости», вышедшая, когда актеру было 20 лет, оказалась успешной, о ней Василий Семенович вспоминает, что проснулся знаменитым. Впрочем, первым однозначно популярным, истинно народным фильмом для него стали «Алые паруса». Такой же столп в фильмографии, каким для какого-нибудь Роберта Паттинсона стали «Сумерки». Режиссер – великий Александр Птушко, в роли Ассоль – Анастасия Вертинская. Отчаянно сентиментальная повесть писателя-неоромантиста Грина оживает, причем выглядят герои ровно так, как они представляются в голове, пока читаешь повесть.

«Полосатый рейс» (1961)

Фото: кадриз фильма «Полосатый рейс»; режиссер – Владимир Фетин; сценарий – Алексей Каплер, Виктор Конецкий; производство – киностудия «Ленфильм», Творческая мастерская Григория Михайловича Козинцева

В жизни Ланового было немало монументальных ролей в фильмах-эпопеях, в экранизациях классики, но этот крохотный эпизод, казалось бы, совершенно незначительный, и в то же время, возможно, едва ли не более весомый, чем его грандиозные роли. Будущий лауреат Ленинской премии сидит в шезлонге на пляже в изумительном платке и в очках «кошачий глаз» и заявляет: «Красиво плывут! Вон та группа в полосатых купальниках…» Образ таинственного и невозможно стильного пляжного наблюдателя потрясающе подчеркнул буффонадный юмор «Полосатого рейса».

«Война и мир» (1967)

Фото: кадриз фильма «Война и мир»; режиссер – Сергей Бондарчук; сценарий – Сергей Бондарчук, Василий Соловьев; производство – киностудия «Мосфильм»

Что скажешь про «Войну и мир»? Эту дотошную, полнотекстовую экранизацию (и в то же время совершенно авторский фильм Бондарчука) показывают в школах, его все видели. Лановой блестяще воплотил Анатоля Курагина, амбивалентного персонажа. С одной стороны, он в описании Толстого точно злодей – гад, хлыщ, франт, с другой, за его образом «беспокойного дурака» виднеется сложный характер. Все это блестяще воплотил Лановой.

«Офицеры» (1971)

Фото: кадриз фильма «Офицеры»; режиссер – Владимир Роговой; сценарий – Борис Васильев, Кирилл Рапопорт; производство – киностудия имени М. Горького

Роль Ивана Вараввы, молодого командира, оказавшегося в самой гуще Гражданской войны, прославила Ланового повторно. Это был большой и важный фильм, в 1971 году – главный из советских блокбастеров: сейчас ни один фильм не собирает в прокате у экранов 53 миллиона зрителей, это просто технически невозможно. Но это военное кино, очень особенное, выбивающееся из ряда других (а военного кино в СССР снималось очень много), которое помнят до сих пор: в первую очередь не о войне, но о человеке на ней.

«Семнадцать мгновений весны» (1973)

Фото: кадриз фильма «Семнадцать мгновений весны»; режиссер – Татьяна Лиознова; сценарий – Юлиан Семенов; производство – киностудия имени М. Горького

Этот сериал – считай, новая «Война и мир» советского периода, исчерпывающе всенародный. Лановой здесь – обергруппенфюрер Карл Фридрих Отто Вольф, как все знают, реальная историческая личность, представитель Гиммлера на переговорах с американцами. Сам Лановой описывал персонажа так: «Он не враг, он ваш противник – мощный и умный».

«Дни Турбиных» (1976)

Фото: кадриз фильма «Дни Турбиных»; режиссер – Владимир Басов; сценарий – Владимир Басов; производство – киностудия «Мосфильм», творческое объединение телевизионных фильмов

Еще одна важная экранизация в фильмографии Ланового, почти четырехчасовая экранизация пьесы Булгакова по его же роману «Белая гвардия». Интеллигенция в эпоху исторических потрясений, Мягков в папахе, Басилашвили-Тальберг – просто классика, и Лановой в образе Леонида Шервинского – важная часть этого фильма.

«Брежнев» (2005)

Фото: кадриз фильма «Брежнев»; режиссер – Сергей Снежкин; сценарий – Валентин Черных, Сергей Снежкин; производство – студия «Слово»

Возможно, важнейшая из поздних ролей Ланового – Андропов в большом, тягучем сериале о правителе, символизирующем собой такую же невыносимо длинную эпоху застоя. Сериал этот пусть и довольно телевизионного качества, но недооценивать его не стоит: возможно, никому, кроме режиссера Снежкина в случае «Брежнева», не удавалось так живописать старческую депрессию гигантской умирающей страны. Андропов же в исполнении Ланового, как преемник Брежнева, тоже играет в этой центральной метафоре большую роль.

16 января