Если по вечерам одни рестораны и кафе приглашают играть музыкантов или диджеев, а другие пытаются заманить посетителей выставками, то некоторые идут еще дальше: показывают полноценные спектакли. Поговорили с арт-директором театра Community Stage Варварой Коровиной о том, могут ли ужиться под одной крышей театр и кафе, какими должны быть современные детские спектакли и почему москвичи за последнее время сильно изменились.
Открываем третий сезон. Появились мы осенью 2017 года по инициативе ресторана Community Moscow. Это мультижанровая площадка: ресторан высокой кухни, вечерники электронной музыки, действующая библиотека, собранная литературным критиком Михаилом Визелем (более 10 тысяч книг), и театр. Конечно, нам важно учитывать контекст места. Мы все-таки не просто театральная площадка с голыми черными стенами и сценой, где можно сделать все, что угодно. Поэтому здесь «оживают» книги, проходят site specific спектакли, эксперименты и прочее. Пространство отчасти диктует свои правила. Понятно, что, когда у тебя в субботу вечеринка, а в воскресенье утром – спектакль, нужно находить компромиссы, искать правильный формат. Это непросто, но в итоге все работает друг на друга.
Таких историй, когда два условно разных бизнеса работают в связке, помогая друг другу развиваться, очень много в Европе: в Мюнхене, например, есть известный ресторан-театр Ratskeller München, где люди сначала ужинают, а потом смотрят спектакль. Нам часто говорят, что у нас необычное театральное пространство. Это новый зрительский опыт, будто ты в гостиной у друзей, где разворачивается действо.
Это театр, в котором не нужно сидеть по струнке ровно и бояться кашлянуть. Здесь нет видимых границ. На спектакле «Затмение», который проходит в баре, если ты хочешь встать и потанцевать с актерами, тебе никто не запретит, не посмотрит косо, не будет на тебя шипеть. Хочешь подпеть в «Я шагаю по Москве» вместе со Шпаликовым под аккордеон – пожалуйста. Или вступить в диалог с актером на спектакле «Пассажиры». Понятно, что какие-то правила все равно есть, никуда от них не денешься, но здесь ты чувствуешь свободу.
Нам нравится эта дружеская атмосфера, и мы всячески пытаемся ее поддерживать. Когда мои друзья пришли сюда в первый раз, они сказали, что это театр, в котором тебя не заставляют страдать. Такой friendly вариант для тех, кто опасается классического театра. При этом пьесы сами по себе все равно наполненные. К примеру, спектакль по пьесе Вуди Аллена «Миллионы причин» или спектакль «Смит&Вессон» по пьесе известного итальянского драматурга Алессандро Баррико – это линейная история, классический спектакль, без экспериментов.
После спектакля зрители остаются в баре или поднимаются в ресторан и обсуждают пережитый опыт. Завязываются новые знакомства. Для общения нужен некоторый объединяющий фактор: вы выходите вместе после спектакля, вас что-то удивило, или вам хочется поделиться мнением с кем-то. Пространство располагает к таким дискуссиям. Вы просто занимаете ближайший диванчик и продолжаете общение. В этом преимущество объединения искусства и гастрономии – после спектакля необязательно расходиться по домам или искать, куда бы пойти. Кроме того, для зрителей перед показами есть специальное театральное меню, можно встретиться пораньше и попробовать авторские коктейли, какао или шикарный лимонад, выдохнуть немного перед представлением и просто спросить «как дела?»
У нас хорошо заходят поэтические вечера, спектакли по Шпаликову, квартирники по Довлатову и Володину. В конце ноября у нас премьера спектакля «Серая тетрадь» по Александру Введенскому. Это моноспектакль Владимира Кошевого в режиссуре Дениса Азарова. Отлично проходит все, что связано с юмором. Это и спектакль по Вуди Аллену, и «О театре» от команды «Заячий стон», которые, кстати, сняли Киркорову новый клип «Стеснение пропало». Это лекция на стыке стендапа и музыкального театра про театральную жизнь с очень узнаваемыми персонажами, такая постирония, мета-мета.
Плюс у нас есть эксперименты: например, наш спектакль «Затмение» – это site specific в баре, буквальная попытка соединить и барную эстетику, и театр. Пьесу написала известный драматург Люба Стрижак, режиссер – Семен Серзин. В обычном московском баре встречаются восемь незнакомцев, они думают, что проведут обычный вечер в баре, но из-за солнечного затмения все начинает меняться, пересматривается жизнь, всплывают внезапные откровения, боль, любовь, одиночество и в то же время ирония. Зрители при этом сами чувствуют себя посетителями бара – прямо во время спектакля им подают вино, коктейли, закуски. Ощущение, что вы пришли в бар выпить с друзьями и стали свидетелями какой-то очень интересной истории.
Так как я программный директор театрального фестиваля «Маршак», который скоро начнется в Воронеже, то по долгу службы отсматриваю много постановок. В конце октября с гастролями к нам приедет театр из Бельгии FOULE Théâtre со спектаклем «Дарайя». Сирия, полуразрушенный город Дарайя, идет война, а люди, рискуя жизнью, спасают книги. Это моноспектакль о секретной библиотеке, рассуждения о войне, о сегодняшнем дне и будущем, конечно.
В Community Stage мы привозим то, что нас самих сильно зацепило. Недавно прошли гастроли театра ощущений из Латвии со спектаклем «Книга. Знак» – спектакль, где зрители сидят с завязанными глазами. Но это не просто опыт театра, где все держится на запахах, касаниях и звуках. Это рассказ – история семьи, которая прятала запрещенные в СССР книги и за это расплатилась обыском и арестом. Можно ощутить себя запрещенной книгой, услышать, как шуршит бумага, замотавшись в огромный лист. У меня появилась идея сделать похожий спектакль в нашем пространстве, только по русской классике. Сейчас ведем переговоры с режиссером.
Она очень разная. Каждый проект привлекает свою: на поэтические спектакли одни люди ходят, на стендапы другие, на спектакли третьи. Есть и театралы, и те, кто говорит, что обычно в театре засыпает (им как раз нравится «Затмение» в баре). Объединяет их всех насмотренность, наслушанность. У нас есть наш контекст места, чувство вкуса и меры.
Больше 10 лет я занимаюсь детским театром, и суть в том, что в Москве все хорошо – взять хотя бы тот же фестиваль «Гаврош», но стоит немного отъехать от столицы, и там играют в стиле «Труффальдино из Бергамо», в эстетике конца 70-х – начала 80-х. Смотришь и думаешь: да как можно такое современным детям показывать, это же очень устарело! Не надо недооценивать юного зрителя: они потребляют визуальный контент от Pixar, Disney. А потом приходят в театр и там видят это пыльное старье… Для того чтобы театр в регионе увидел, что можно и нужно делать по-другому, придумывать крутые штуки, должно пройти время и должны появиться люди, которые будут локомотивами этого дела.
В прошлом году мы попробовали сделать детский репертуар, хотя здесь довольно сложная для него площадка. Привозили спектакли известного петербургского театра Karlsson Haus для совсем маленьких, потом – кукольный спектакль для взрослых «Ваня», получивший «Золотую маску». Решили ориентироваться на подростков – в октябре представим премьеру спектакля-комикса «Я – слон» по первому в России графическому роману об инклюзии.
Когда на каком-нибудь новогоднем представлении детей вытаскивают на сцену – это не иммерсивный спектакль. У нас этот термин применим к Memory Reservoir – в 2020 году хотим представить такой проект, в котором нет ни одного актера, только условные точки, которые должен пройти зритель. Это спектакль про память, с одной стороны, очень легкий, а с другой – очень глубокий. Около 50 зрителей перемещаются по нескольким точкам, в каждой им предлагают новый способ изучения собственной памяти. Например, ты садишься за стол, тебе дают меню, но необычное – меню воспоминаний. Выбираешь, что хочешь, потом тебе это «блюдо» приносят. Ты вспоминаешь родных, пробуешь на вкус собственные разочарования, слушаешь музыку из детства и узнаешь о себе много нового. Ждешь одного, но в итоге выходит все по-другому.
Недавно обнаружила маленькое вьетнамское кафе Lao Lee на Цветном бульваре. Очень вкусно, работают одни вьетнамцы. Люблю острую азиатскую еду. Люблю гулять по Замоскворечью: здесь, в Овчинниковском переулке, было мое первое место работы. Путь от Community к «Зарядью» чудесный, а недавно на одном спектакле-променаде заново открыла для себя район Хитровки. По музеям хожу редко, но люблю Музей Москвы: там крутая детская программа, они проводят отличный лагерь для детей. У меня дочь была там три раза, и это было первое место, куда она хотела возвращаться.
Как сказала моя знакомая: «Москва – это сложная поляна». Если раньше мы делили людей на «понаехавших» и местных, то сейчас у меня ощущение, что все как бы соединились, потому что понимают, что это город для работы. И если ты хочешь получать какие-то бонусы, делать карьеру, то правила этикета надо соблюдать – это особенно по таксистам видно. Так что теперь не ждешь из-за угла агрессии – столица становится безопаснее, дружелюбнее. Не все идеально, но в целом если лет пять лет назад я ездила в Германию, где меня восхищали их детские площадки, то сейчас такую можно условно на той же Новослободской найти.
Community – сообщество разных, но равных людей, которых объединяет это пространство. Мы создаем некую среду. Community – это люди, которые оказались в одном месте, переживают совместный опыт и делятся друг с другом эмоциями.
Афиша Community Stage – здесь
Билеты: от 800 рублей
05 октября, 2019