Самый безумный актер: почему мы любим смотреть, как сходит с ума Николас Кейдж?

Самый безумный актер: почему мы любим смотреть, как сходит с ума Николас Кейдж?

В прокате новый фильм с одним из самых необычных и ярких актеров Голливуда — «Серфер» с Николасом Кейджем в главной роли. Сюрреалистичный триллер о мужчине, который вынужден противостоять секте любителей серфинга, выглядит как очередной проект в линейке безумных фильмов с участием актера а-ля «Мэнди» и «Поцелуй вампира». Кинокритик Иван Афанасьев, автор готовящейся к выходу книги про Николаса Кейджа, рассказывает, почему нам так нравится смотреть, как актер изображает сумасшествие, и почему на самом деле это куда сложнее, чем кажется.

Кто приходит вам на ум, когда вы думаете о Николасе Кейдже?

Одни скажут: скандальный актер, фильмы с участием которого нормальные люди обойдут стороной. Другие — звезда боевиков 1990–2000-х, особенно любящая угонять машины. Третьи — что он безумец, который обожает сниматься в слегка ненормальных хоррорах. Четвертые вспомнят «Оскар» за фильм «Покидая Лас-Вегас» и работу с великими режиссерами, такими как Мартин Скорсезе, Фрэнсис Форд Коппола и Оливер Стоун. Пятые помнят Кейджа в первую очередь как Призрачного гонщика — одного из самых нелепых, но одновременно культовых героев кинокомиксов. Наконец, шестые вообще скажут, что почти не смотрели фильмы с ним, зато любят мемы, в которых он корчит странное лицо.

Кадр из фильма «Покидая Лас-Вегас»

Как бы мы ни относились к нему, Николас Кейдж — редкий пример, когда голливудского артиста можно назвать настоящим актером. В это словосочетание обычно вкладывают много разных смыслов — от некоего «качества игры» до способности особенно выразительно кривляться. Но на самом деле настоящий актер — тот, кто не боится меняться. И трудно найти большего экспериментатора в Голливуде, чем Кейдж. В мире в целом не так много актеров, которые постоянно выходят за рамки привычного амплуа. Таких наберется хорошо если под сотню на весь мир — и Кейджа многие часто не включают в эти списки по простой причине: он очень много ошибался с выбором проектов, из-за чего его фильмография выглядит весьма неоднородно.

Однако ошибаться — это путь храбрых, и храбрее Кейджа в этом деле в истории кино был разве что один из его кумиров, Клаус Кински. Если окинуть взглядом фильмографию Николаса, то можно условно выделить четыре периода.


Периоды Кейджа

Первый — с начала карьеры до примерно 1995 года, когда он получил первый и пока единственный «Оскар». Это период бесконечных экспериментов, в ходе которых молодой и перспективный актер, намеренно открестившийся от успеха своего дяди Фрэнсиса Форда Копполы, взяв псевдоним Кейдж, пробовал себя во всем — от ролей пылких любовников («Во власти Луны») до артхауса («Поцелуй вампира»).

Второй — с фильма «Скала» (1996) до «Ученика чародея» (2010). Это самый коммерческий период Кейджа, когда он стал звездой массового кино, играя роли слегка чудаковатых и харизматичных героев.

Кадр из фильма «Поцелуй вампира»

Третий — с «Времени ведьм» (2010) вплоть до 2022 года, самый негативный период в карьере актера, когда он был вынужден из-за финансовых проблем и репутационных скандалов почти целиком уйти в сегмент низкобюджетного жанрового кино, чтобы заработать как можно больше денег, играя во всем подряд буквально за копейки, пока не расплатился по долгам.

И четвертый, который длится по сей день, — когда публика вновь открыла для себя Кейджа в жанре экстремального хоррора. Первый такой опыт был еще в 2018 году с фильмом «Мэнди», в дальнейшем актер сыграл еще не единожды в подобного рода кино: «Цвет из иных миров», «Страна чудес Вилли», «Узники страны призраков». И последний на данный момент в жанре хоррора, где реальность ускользает от зрителя, — свежевышедший в российский прокат «Серфер».


О фильме «Серфер»

В картине ирландского режиссера Лоркана Финнегана Кейдж играет безымянного мужчину, который приходит на пляж с сыном, чтобы покататься на серфе. Оттуда их прогоняют местные, буквально захватившие и приватизировавшие этот кусок территории. В итоге главный герой, униженный таким приемом, звереет и меняется на глазах. Сам Кейдж проходит путь от слегка застенчивого и неуверенного в себе мужчины до настоящего безумца.

Кадр из фильма «Серфер»

«Серфер» — это очередной опыт актера на почве, в которой он после многочисленных неудач из-за проблем с финансами нашел наконец-то себя: авторское кино на стыке жанрового и артхаусного.

Кто-то скажет, что таким образом актер открывает себя заново, но это не так — скорее наоборот. Он просто возвращается к своим корням — к кино, в котором можно уйти в актерский кураж и дать свободу своим внутренним демонам: «Поцелуй вампира», «Дикие сердцем» и даже «Призрачный гонщик» — это фильмы, в которых Кейджа прямо-таки распирает от экспрессии.

Кадр из фильма «Герой наших снов»

Как известно, актер является сторонником придуманного им самим актерского метода, называемого нуво-шаманизмом, когда он, если очень по-простому, настолько проникается ролью, что буквально не может держать в себе энергию и выбрасывает ее в кадре. Отсюда все эти безумные выражения лица (мимика Кейджа является его главным оружием), экзальтированные движения тела и постоянная игра с тембрами.


За что мы любим безумие Кейджа

Во всех безумных фильмах Кейджа он абсолютно разный: в «Мэнди» играет человека, который олицетворяет собой скорбь. В «Поцелуе вампира» он белый воротничок, не понимающий, реален мир вокруг или нет. В недавнем «Собирателе душ» он в роли хладнокровного дьяволопоклонника выглядит как проводник в мир тьмы. Наконец, в, пожалуй, главном фильме нынешнего периода карьеры, «Свинье», он то производит впечатление несчастного одинокого бомжа, то внушает откровенный страх и ужас, то, напротив, вызывает сочувствие и огромное уважение. Это потрясающая, невероятная актерская работа, когда за весь фильм ты успеваешь несколько раз изменить свое мнение о персонаже.

Кадр из фильма «Свинья»

И вот в таких фильмах, где Николасу просто дают возможность жить в кадре так, как он считает нужным, его талант раскрывается в полной мере.

Иван Афанасьев

Звездные новости, рецепты столичных шеф-поваров и последние тренды — на «Дзене»

Подписаться

07 мая