Магазин с работами Бэнкси открылся на юге Лондона. Цены начинаются от 10 фунтов, но предложение ограниченно. Рассказываем, что особенного в новой лавке британского художника, которого никто не видел (хотя предполагают, что это основатель группы Massive Attack и граффитист Роберт Дель Ная), но созданные им работы продаются на аукционах за миллионы.
Пространство в Кройдоне правильнее называть шоурумом: на месте купить товары нельзя, но можно заказать их онлайн, а пока в течение двух недель предлагают полюбоваться на ассортимент. Среди товаров, например, коврики из спасательных жилетов, найденных у берегов Средиземного моря, которые были сшиты вручную в лагерях для беженцев в Греции, или игрушечный грузовик, набитый деревянными куклами тех же беженцев. А еще диско-шары из полицейских защитных шлемов, коврик с тигром Тони, символом кукурузных хлопьев Frosties, воткнутый в пень топор, проросший цветочками, и люлька, окруженная камерами наружного наблюдения. Главным раритетом считается защитный жилет рэпера Стормзи, в котором он выступал на фестивале в Гластонбери – Бэнкси подарил музыканту собственноручно расписанный жилет, рисунок которого напоминает британский флаг и одновременно намекает на раны от холодного оружия, эту тему Стормзи часто затрагивает в своих песнях.
По словам художника, вырученные деньги пойдут на благое дело – покупку нового спасательного корабля для беженцев, который заменит Open Arms, предположительно, конфискованный итальянскими властями.
Пока что посмотреть на предметы можно только через витрину. В своем инстаграме художник, который предпочитает сохранять инкогнито, написал: «Открываю магазин сегодня (хотя двери на самом деле не открываются)». По его словам, запуск собственной марки под названием «Валовой внутренний продукт» (Gross Domestic Product) стал вынужденным шагом: таким образом граффити-художник решил защитить свою торговую марку. Дело в том, что компания, производящая открытки, попыталась незаконно заработать на продаже продукции с его именем. Но в отношении авторского права и попыток нажиться на его творчестве, которых становится все больше, Бэнкси непримирим.
Взять хотя бы недавний скандал, разгоревшийся в 2018 году в Москве: возмущение художника вызвала выставка его работ в ЦДХ, о которой он узнал только благодаря фотографии, присланной поклонником. Тогда Бэнкси подчеркивал, что недоволен тем, что кто-то берет деньги за просмотр его работ, а столичная экспозиция тут же появилась на его сайте в разделе Fake.
Бэнкси, несмотря на окутывающую его таинственность, активно сотрудничает с арт-рынком, контролируя продажи своих работ через специальный сайт и при помощи экспертов, помогающих авторизовать произведения.
По словам адвоката художника Марка Стивенса, Бэнкси «доволен, когда его работы приносят пользу активистам или радуют ценителей искусства. Но крупные компании, ставящие перед собой коммерческие цели, извращают благородную цель искусства, выхолащивая ее».
Товары из нового магазина Бэнкси – отличное вложение, учитывая, что на днях очередная работа художника установила новый рекорд цены. Четырехметровое полотно «Регресс парламента» (палата общин, в которой заседают шимпанзе, – очевидная сатира на британский парламент) ушла на аукционе Sotheby's в Лондоне за рекордные 12 миллионов долларов – сумма, почти в шесть раз превышающая начальную стоимость. Картина была написана еще десять лет назад, но сейчас приобрела новое звучание в связи с Brexit.
До этого художник устроил целое шоу на аукционе Sotheby’s, где продавали его «Девочку с воздушным шаром»: прямо на торгах после финального удара молотка картина начала самоуничтожаться – в нижнюю часть рамы был встроен шредер и на глазах у полного аукционного зала уже проданный холст превращался в бахрому. Однако покупательницу, торговавшуюся по телефону и пропустившую главное шоу, это не остановило, и она все равно заплатила за работу 1,4 миллиона долларов. После этого инсайдеры еще долго обсуждали, что аукционный дом на самом деле был в сговоре с художником и не мог не знать заранее об этой акции. Также считается, что Бэнкси присутствовал на торгах и именно он запустил процесс. В общем можно считать, что впервые в истории на аукционе был продан перформанс.
А вот в 2004 году некоторым счастливчикам работы знаменитости достались бесплатно: на фестивале Notting Hill Carnival художник раздавал напечатанные им 10-фунтовые купюры, на которых портрет королевы Елизаветы II был заменен на изображение погибшей принцессы Дианы, а надпись «Bank of England» исправлена на «Banksy of England». Меж тем в октябре 2007-го неразрезанный лист из десяти таких купюр продали на аукционе Bonhams за 24 тысячи фунтов.
Несмотря на рекорды, установленные его полотнами, Бэнкси больше известен как граффити-художник. Причем его муралы долго на городских стенах не задерживаются. Власти, как правило, не успевают их ни защитить, ни закрасить: вандалы выламывают кусок стены с рисунком, чтобы продать коллекционерам за кругленькую сумму. Так, например, произошло в начале сентября с граффити около центра в Помпиду в Париже. На что сам художник отшучивается, что его картины «стерильны», а вот муралы, особенно те, что сняли со стен, становятся благодаря следам молотка еще колоритнее и притягательнее.
07 октября, 2019