«Кинокомиксы превратились в Сагу Бесконечной Мыльной Оперы»: кинокритик — о Marvel и «Громовержцах*»

«Кинокомиксы превратились в Сагу Бесконечной Мыльной Оперы»: кинокритик — о Marvel и «Громовержцах*»

Несмотря на некоторый успех «Громовержцев*» («лучший кинокомикс за последнее время!», «Marvel от студии A24!», «наконец-то хорошее кино» — так бьются в восторгах журналисты), пока что им до звания фильма не то чтобы успешного, но хотя бы не провального очень далеко. Картина довольно безликого режиссера-ремесленника Джека Шрейера собрала меньше 300 миллионов при бюджете в 180, и, думается, даже банальная окупаемость станет большим достижением. Это видно не только по сборам, но и по общей динамике. Ставший уже мемом ребрендинг картины прямо во время проката (ну вы же в курсе, что звездочка в названии неспроста и перед нами буквально «Новые Мстители»?) не помог. Кинокритик Иван Афанасьев рассказывает о новой части саги и рассуждает о том, как изменился Marvel.

О чем фильм


Тут два слова надо сказать о том, что это вообще за кино и в чем тут дело. «Громовержцы*» рассказывают историю нового отряда супергероев, составленного из остатков «Мстителей» и сочувствующих. Елена Белова — новая Черная Вдова, уже упомянутый Зимний Солдат, Джон Уокер, он же Агент США, ставший было Капитаном Америкой, но позорно уволенный и превратившийся в наемника. Короче, набор откровенных аутсайдеров и неудачников. У них нет выдающихся способностей, но есть отпечаток травмы прошлого — от событий «Черной Вдовы» до борьбы с Таносом.

Кадр из фильма «Громовержцы*»

И это как бы концепция — да, вы все правильно поняли. Disney решил сделать свой «Отряд самоубийц» и одновременно парафраз «Стражей Галактики». Кажется, кто-то очень скучает по Джеймсу Ганну, переметнувшемуся в ряды конкурентов (что не помешает, впрочем, почти гарантированно провалиться его «Супермену»).

Кажется, что это отличная идея — не делать еще одного нигилистического «Дэдпула», который стоит особняком, как популярный бунтарь из соседней школы на дискотеке, а попытаться просто снять одновременно более хулиганское и камерное кино.

«Громовержцы*» объединяются против директора ЦРУ Валентины Аллегры де Фонтейн, попытавшейся их подставить, а заодно хотят спасти мир от вышедшего из-под контроля Часового, сильнейшего супергероя в истории, но страдающего от нестабильной психики.

Тренды и личная история


Как видим, тут есть сразу все тренды, популярные в последнее время: акцент на «менталке», интерес к аутсайдерам и попытка уйти в сторону от спасения мира. Они пытаются защитить самих себя, и, кажется, в этом есть что-то очень личное для боссов Disney, ведь в последние годы им действительно стоило бы побольше подумать о том, как не растерять собственный капитал.

Кадр из фильма «Громовержцы*»

В попытках нащупать хоть сколько-нибудь выигрышную стратегию выхода из комиксного тупика «Мышиный дом» идет на самые отчаянные поступки: заново продлевает контракт с Робертом Дауни — младшим на роль Доктора Дума, которого красиво и пафосно презентует; бежит снимать новых «Мстителей», не имея на руках даже готового сценария, да еще и отдает их братьям Руссо, которые после этого ничего мало-мальски хорошего не сняли.

Но проблемы не исчезнут по щелчку — у Marvel для этого не хватит всех перчаток Таноса во Вселенной.

Вы вообще знали, что «Громовержцы*» — это вам не хоть бы хны, а окончание Пятой фазы кинематографической вселенной Marvel? Да, до этого у нас было три фазы Саги Бесконечности, начавшейся с «Железного человека» и закончившейся финалом «Мстителей» и «Человек-паук: Вдали от дома».

Кадр из фильма «Железный человек»

Пятая, в свою очередь (и она же вторая в Саге Мультивселенной, что длится по сей день), началась с выхода «Человек-муравей и Оса: Квантомания» и включала в себя также третью часть «Стражей Галактики», «Капитан Марвел 2», «Дэдпул и Росомаха» и «Капитан Америка: Новый мир». А теперь попробуйте с честным лицом вспомнить, о чем были эти фильмы? И сейчас вспомните первые ощущения от «Железного человека» или от удивительного мира Ваканды в духе афрофутуризма.

Кинокомиксы превратились в Сагу Бесконечной Мыльной Оперы


Когда все перемешивается в одном бездонном котле с сотнями миллионов денег, а затем тщательно выверенными порциями начинает вываливаться в кинотеатры в виде все новых и новых фильмов о — почти буквально — сыне лучшей подруги мамы 34-го потомка основателей Ваканды со суперспособностью превращать бананы в супербананы… Простите, но тут желание смотреть всю эту тягомотину отпадет даже у самого благодарного зрителя, который не пропустил ни одной части «Мстителей» и старательно учил имена всех супергероев в их составе.

Кадр из фильма «Капитан Марвел»

Если учесть, что фильмы эти — просто стандартные боевики, перегруженные (или недогруженные) довольно одинаковыми и не слишком оригинальными экшен-сценами и спецэффектами, становится совсем уж грустно. Ну давайте будем честными: мы любим Человека-паука, но кем он будет, если останется без костюма? Никем.

Потому что мы любим именно Человека-паука и еще некоторых героев, которых прописывали с интересом и искренней заинтересованностью (и так же играли актеры). А не чтобы они были затычкой для промежуточного и не особенно важного фильма перед грандиозным финалом…

Кадр из фильма «Человек-паук»

Такая же претензия возникает к этим монструозным картинам, в которых, кажется, теряется самое главное, то, зачем пришел зритель, — кино. Он заплатил за билет половину цены от стоимости подписки на стриминг, он хочет посмотреть фильм, а не перемычку между предыдущей и следующей частью. И вот так мы не заметили (вернее, еще как заметили), что целые киновселенные превращаются в эти самые перемычки. Disney все понимают, но пока не знают, что поделать с этой тяжеловесной махиной. Это грозит нам еще четырьмя (а на деле и десятком) серий Саги Бесконечного Мыла. Блокбастеры в кризисе? Однозначно. Улыбаемся и машем. И смотрим, что будет дальше.

Иван Афанасьев

Звездные новости, рецепты столичных шеф-поваров и последние тренды — на «Дзене»

Подписаться