3–6 октября в Москве с особым размахом (по первым оценкам, до «Крокус-Экспо» добралось больше 150 тысяч гостей!) прошли «Комик-Кон» и «Игромир». Кинокритик Егор Москвитин выбрал 17 еще не вышедших фильмов, мультиков, сериалов и игр, которые представили на выставке и которые стоит ждать.
Отличнейший фильм прямиком с американского фестиваля «Санденс» – трогательное дорожное приключение троих попутчиков поневоле, которые в итоге станут (вряд ли это спойлер) настоящей семьей. Американский юг, наши дни: из лечебницы-пансионата, населенного преимущественно стариками, бежит молодой парень, которого играет Зак Готзаггер – актер с синдромом Дауна. В погоню за ним пускается медсестра – молодая вдова в исполнении Дакоты Джонсон, той самой выпускницы «50 оттенков серого», которая внезапно стала звездой авторского кино. А проводником беззащитного, но отважного парня во враждебном мире становится рыбак-пьянчуга, винящий себя в смерти брата. Этого героя изображает не нуждающийся в представлении Шая Лабаф. Забавный, нежный и жизнеутверждающий фильм вполне может стать в один ряд с лучшими образцами жанра – «Босиком по мостовой», «Человеком дождя», «Пробежкой перед сном» и «Маленькой мисс Счастье». Типичный «Санденс»!
Проект, который замышлялся как сериал от режиссера Ильи Найшуллера, но в итоге станет полнометражным фильмом с актером и режиссером Данилой Козловским. Действие происходит в начале XX века, главный герой – русский то ли революционер, то ли внедренный в террористическую ячейку контрреволюционер, который выясняет страшную тайну: за династией Романовых веками стоят самые настоящие вампиры. Кроме нахального сюжета, фильм обещает изысканный визуальный ряд
– что-то вроде «Лиги выдающихся джентльменов», «Блейда» и «30 дней ночи». Стимпанк, комикс, кровь, нуар, Россия.
Новый экспериментальный проект Тимура Бекмамбетова – сериал, снятый для приложения Snapchat. На дворе – полноценный зомби-апокалипсис, но все, что видит зритель, – короткие видеоролики, прямые эфиры, сообщения и прочий screenlife от очевидцев событий. Вертикальная ориентация экрана создает ощущение того, что зритель наблюдает конец света через истории в чьем-то Instagram. Художественное повествование начинает напоминать экстремальное реалити-шоу. А короткие рваные эпизоды держат адреналин на должном уровне. Первым зрителям с «Комик-Кона» идея очень понравилась – и если она придется по душе и рынку, то стоит ждать таких же историй, например, про охотников на привидений, полицию, которая обязана фиксировать на видео свою работу, и блогеров. Хотя, постойте, про блогеров уже было.
Киносериал – то есть разом и фильм для проката, и сериал для платформы PREMIER – по мотивам «Вонгозера» Яны Вагнер. Театральную версию истории показывали еще весной на фестивале CANNESERIES в Каннах и на ММКФ в Москве, с тех пор мало что изменилось: есть загадочная эпидемия, превращающая россиян в зомби, и есть две семьи, пытающиеся добраться до тихого места на озере, пока всю страну не захватят ходячие мертвецы. Самая интересная часть этого многослойного сюжета (в котором найдется место и семейной драме, и зомби-хоррору) – страшилка про Россию, страдающую Средневековьем.
Фильм платформы Start по мотивам «Текста» представил сам автор – писатель Дмитрий Глуховский*. Впереди у него экранизация любимого всеми детьми подземелья литературного цикла «Метро 2033», которую сначала хотели снимать в Америке силами MGM, но в итоге сделают в России продюсеры все того же PREMIER. И если фантастическая ветка «Метро» откроется лишь 1 января 2022 года, то «Текст» уже готов и производит сильное впечатление в первую очередь своими злободневностью, прямотой и откровенностью. Главный герой – когда-то студент филфака – проводит в тюрьме семь лет только потому, что так захотел его сверстник – опьяненный властью наркоман с корочкой следователя. Выйдя, жертва становится мстителем – и вместе с телефоном похищает всю жизнь своего обидчика. Страшный и яростный «Текст» напоминает «Дурака» и «Майора» Дмитрия Быкова*, но снят глянцево и местами даже буржуазно, а потому отлично подходит для того, чтобы напугать именно жителей столицы.
Российский постапокалипсис с Петром Федоровым, Лукерьей Ильяшенко, Алексеем Чадовым и Светланой Ивановой. Авторы по-прежнему держат в секрете, что за напасть поразила Землю и с кем предстоит сражаться оказавшимся внутри зоны отчуждения главным героям, но показанные отрывки выглядят стильно. Режиссер Егор Баранов – вполне себе наш визионер, способный обеспечивать изобретательную и яркую картинку при несравнимых с Голливудом бюджетах. Он любит цитаты (в «Гоголе» были реверансы Тиму Бертону, в «Спарте» – «Мистеру Роботу»), и в этот раз список источников его вдохновения выглядит особенно перспективно: неоновый киберпанк напоминает о «Бегущем по лезвию», инопланетные объекты – о «Чужом», а перестрелки – о «Падении Черного ястреба». Смотрится «Аванпост» дорого и солидно, но осталось понять, что у него за сценарий.
Еще один проект от PREMIER, про который мы знаем не только из презентации, но и благодаря фестивалям. В сентябре «Колл-центр» от прославленного дуэта Алексея Чупова и Натальи Меркуловой (год назад их фильм «Человек, который удивил всех», ездил в Венецию) взял приз за лучший сценарий на II национальном смотре сериалов «Пилот» в Иванове. Завязка – своего рода «Черное зеркало» и «Эксперимент «Белко» в современном российском офисе. Сотрудников стеклянного кол-центра берут в плен неизвестные террористы и, общаясь с ними через камеры и микрофоны, заставляют совершать друг с другом ужасные вещи. При этом садисты, назвавшиеся Папой и Мамой, постоянно используют отсылки к советским мультфильмам и песенкам, делая сериал не только специфическим развлечением, но и резким высказыванием о нашей крепостной природе.
Местами очень смешной, местами отчаянно неуклюжий российский мультсериал для взрослых – предположительно, вдохновленная «Риком и Морти», «Агентом Арчером» и «Футурамой», а также карточной игрой «Манчкин» комедия про странный населенный пункт в современной России, где встречаются оборотни и зубные феи. Главные герои – школьники чуть постарше ребят из «Очень странных дел». На «Комик-Коне» показали две серии, и одна была очень изобретательной и веселой, а вторая казалась вымученной. Но поклонники абсурдных и фривольных мультфильмов для взрослых должны нанести «Нигдегород» на свою карту, а если он окажется разочарованием, всегда можно включить «Разочарование» на Netflix (там недавно как раз вышел новый сезон).
Два года назад молодая кинокомпания Bubble Studios, выросшая из издательства Bubble Comics, уже удивила зрителей так называемым proof of concept – пробным короткометражным фильмом, демонстрирующим, что его авторы вполне могут снять в России приличный кинокомикс. Майор Гром – полицейский из Санкт-Петербурга, его враги – задумавший погубить город Чумной Доктор (радикальный борец с коррупцией, в комиксах списанный с Павла Дурова) и смешные, но опасные налетчики в масках хоккеистов из советского мультфильма. Пробная короткометражка показала, что у авторов есть юмор, драйв, понимание механики комиксов и банальная (но все еще столь редкая у нас) производственная дисциплина. На «Комик-Коне» же был объявлен актерский состав – и многих огорчило, что харизматичный Александр Горбатов уступил главную роль давно не игравшему в кино Тихону Жизневскому. Впрочем, настоящие театралы подтвердят, что замена получилась равноценной.
Еще один фильм, выросший из proof of concept, – проверки творческой гипотезы. Сперва авторы сняли для «Кинотавра» короткометражку про советского космонавта, вернувшегося на Землю вместе с кровожадным пришельцем, который поселился в ванной. У бывшего кинокритика Романа Волобуева получился ловкий сценарий, у актера Артура Смольянинова – сложный образ (где это видано, чтобы советские космонавты были персонажами словно из сериала «Безумцы»?), а у специалистов по компьютерной графике – жуткий монстр. Тогда-то и было решено снять полнометражный научно-фантастический ужастик на стыке «Жены астронавта» и «Чужого».
Документальное кино о том, как устроена российская индустрия создания и издания комиксов – удивительный и прежде не исследованный уголок медиарынка, сохранивший дух романтических стартапов. Когда-нибудь об основоположниках графической литературы в нашей стране наверняка снимут авантюрный художественный фильм, а пока стоит увидеть фундаментальный документальный.
На «Комик-Коне» и «Игромире» состоялись презентации огромного количества игр, за качество которых не страшно поручиться вслепую. Ведь ясно, что постядерная тактическая ролевая игра Wasteland 3 будет такой же интересной и уютной, как Wasteland 2. А придуманный авторами культового «Ведьмака» ролевой экшен Cyberpunk 2077 станет для фанатов «Матрицы» и «Бегущего по лезвию» тем же, чем стал интерактивный «Ведьмак» для поклонников Анджея Сапковского, – огромным миром и захватывающим приключением. Но по-настоящему после выставки хочется болеть за игру King’s Bounty 2 – из-за ее родословной. Потому что это осколок артефакта из детства. Первая, тогда еще американская King’s Bounty, вышла в 1990-м и стала предтечей знаменитых Heroes of Might and Magic и одной из первых тактических игр в фэнтези-антураже. Ее легкий сюжет напоминал добрую красочную сказку, а каждая пошаговая битва – вдумчивую шахматную партию. Потом та же студия выпустила «Героев», добавив к тактическим баталиям стратегический менеджмент, развитие замков и территориальные войны. А потом обе компьютерные игровые серии, утратившие свои позиции в борьбе с приставками, оказались в руках российских разработчиков и издателей. Настолько силен в нашей стране был культ этих франшиз! Отечественные «Герои» вышли в 2006-м, отечественный King’s Bounty – в 2008-м. Оба проекта оказались хоть и шероховатыми, но обаятельными и такими же захватывающими, как эталонный Warcraft. И вот спустя еще одиннадцать лет готовится выход King’s Bounty 2, от чего и радостно, и тревожно.
Главным гостем «Комик-Кона» (при всем уважении к Мадсу Миккельсену, Эндрю Скотту из «Шерлока Холмса» и Даниле Козловскому) стал Хидэо Кодзима – гейм-дизайнер из Японии, благодаря которому в мире, где производство видеоигр стало рискованнее и прибыльнее съемок блокбастеров, все еще сохраняется понятие «авторской игры». В Москве Кодзима (которого фанаты называют исключительно «гением» – совсем как Кристофера Нолана и Тарковского) побывал на «Вечернем Урганте» и вдохновил метрополитен имени Ленина на создание ограниченной серии карт «Тройка». Но про его «авторский блокбастер» Death Stranding так ничего понятно и не стало. Кроме того, что это фантастическая игра, которую впору считать интерактивным кино, и что главные роли в ней исполняют Мадс Миккельсен, Норман Ридус из «Ходячих мертвецов» и Леа Сейду. Кажется, это будет что-то на стыке прославившей Кодзиму серии стелс-боевиков Metal Gear Soild и фильма «Дитя человеческого» Альфонсо Куарона, который умудрялся быть и зрелищным, и философским одновременно. С поправкой на японские эксцентрику и мелодраматизм.
Стимпанк-фэнтези про Петербург XIX века подоспело как нельзя вовремя: буквально месяц назад тот же сеттинг удачно сработал в английском сериале «Карнивал Роу» с Карой Делевинь и Орландо Блумом. Так что и российская мистическая история с Евгением Цыгановым в роли, как водится, сыщика и британской актрисой Дэйзи Хед в роли медиума может оказаться уместной. Во всяком случае, на «Комик-Коне» фильм лично представил дальновидный продюсер Александр Роднянский*, который в своих деловых и творческих гипотезах ошибается нечасто.
Показ продолжения «Зомбиленда» со все теми же Эммой Стоун, Вуди Харрельсоном и Джесси Айзенбергом стал кульминацией «Комик-Кона» – очередь в кинозал на 300 гостей приходилось занимать за полтора часа. Увы, прокатчики взяли со всех зрителей клятву не делиться впечатлениями о фильме до 16 октября, поэтому ограничимся абстрактной формулировкой: этот «Комик-Кон» был по-настоящему ударным.
*признан иноагентом Минюстом РФ
08 октября, 2019