«В России искусство не имеет кодексов»: Симон Мраз – о художниках и квартирниках

«В России искусство не имеет кодексов»: Симон Мраз – о художниках и квартирниках

18 октября открывается первая часть культурного проекта «На районе/за пределами центра», куратором которого стал директор Австрийского культурного форума Симон Мраз. Кинопоказы, выставки фотографии и современного искусства пройдут на площадках за пределами центра города и даже за МКАД. Поговорили с Симоном не только об искусстве московских окраин, но и о любви к российским художникам, личной коллекции и выставках в квартире.

«В России искусство не имеет кодексов»: Симон Мраз – о художниках и квартирниках

Симон Мраз. Фото: Михаил Голденков/The City

О российском современном искусстве

Я приехал в Москву в 2009 году работать при австрийском посольстве, моей задачей было поддерживать австрийских художников. Раньше я занимался антиквариатом, ничего не знал о современном искусстве, и единственным способом понять, что происходит в культурной жизни страны, было общение с российскими художниками. И постепенно я очень полюбил их творчество. Особенно талантливы художники в регионах. Каждый автор работает в рамках своего культурного бэкграунда и окружающей его среды. Жизнь человека, который избрал здесь путь художника, будет очень сложной. Но те, кто решаются на такую жизнь, – смелые, я их уважаю. А еще российские художники очень свободные. В России искусство не имеет кодексов: нет разграничений, что является искусством, а что – нет. С такой свободой я нигде не встречался, поэтому считаю, что я работаю в самом удачном месте.

Существует международный бизнес искусства, есть множество популярных галерей, академии – это совершенно отлаженный механизм. А русское искусство в эту систему не входит, оно мало кому понятно. Плюс за рубежом, к сожалению, говорят о российской политике и экономике. При таком контексте мало людей, готовых глубоко погружаться в культуру. Но я уверен, что российские художники очень классные, и они займут свое место в мировой культуре, в какой-то момент станут популярны, их все полюбят. Просто пока этот момент не настал.


О коллекции и знакомстве с художниками

Я не считаю себя коллекционером в полной мере. У коллекции должна быть структура, идея, а у коллекционера – амбиции. У меня этого нет. Я просто люблю общаться с художниками и очень быстро влюбляюсь в их работы. Тут простой человеческий рефлекс: мне нравится произведение, я хочу, чтобы эта вещь была у меня, чтобы я мог смотреть на нее. Это очень эмоционально. Началось это только тогда, когда я приехал в Россию.

Я лично общаюсь со всеми художниками, чьи работы приобретаю. Сначала знакомлюсь с человеком, а уже потом с его творчеством. Но все работы я покупаю.Труд художника должен оплачиваться, неправильно думать: если это искусство, то может быть бесплатным подарком. А еще мне не нравится, когда считают, что если я покупаю работы, то занимаюсь благотворительностью. Художник дает мне больше, чем я ему, когда плачу за его творчество.


О домашних выставках

Уже восемь лет я провожу квартирники – домашние выставки в квартире в Доме на набережной. Приглашаю художников, а они приводят с собой много интересных людей. Так я могу, не выходя из дома, познакомиться с яркими представителями российской культуры. У этого здания очень необычная история. Я понимаю, что многим просто интересно прийти и посмотреть квартиру. Но я не считаю это место своим домом: жилье мне арендует посольство, я ощущаю себя тут гостем – никогда бы не смог позволить себе владеть такой недвижимостью.

Была одна веселая история. Я устраивал выставку про любовь, достаточно провокационную, и кто-то пожаловался хозяйке (она хорошая, но очень советская дама). И вот ей звонили, говорили, что тут какие-то гадости. Мне было неприятно, я же насильно никого сюда не тащил, если кому-то не понравилось, можно было просто уйти. И в ответ на такую реакцию мне предложили устроить панк-концерт. В итоге пришли ребята из «Панк фракции Красных Бригад» – вышло классно, я всю жизнь буду благодарен им за этот концерт. Было очень громко! Я живу на шестом этаже, а приходили люди с 12-го, хотели понять, что происходит. На следующее утро консьержка смотрела на меня так, будто я устроил ей самый кошмарный день в жизни. И я сказал: «Вы не хотели, чтобы я занимался искусством, теперь я буду заниматься музыкой». С тех пор у меня не было проблем с проведением выставок.


О проекте «На районе/за пределами центра»

Я путешественник, был в Мурманске, Красноярске, планирую поехать в Новосибирск. В этих городах хранится уникальное культурное наследие, там много талантливых людей. Я много лет искал искусство в других городах, добрался даже до Сахалина, а потом подумал, что интересные находки могут быть совсем близко. Большинство ведь ассоциирует Москву с центром: Кремль, Красная площадь, Арбат. Но это очень маленькая территория огромного города. В отдаленных районах Москвы – Люблино, Кузьминки, Измайлово – тоже классная публика, там есть свои хипстеры, пенсионеры и просто люди, которым интересно искусство. Хочется больше знакомиться с такими местами. Наш проект – импульс, который должен подтолкнуть людей к изучению отдаленных частей города.

У проекта «На районе/за пределами центра» две части: первая стартует в конце октября, вторая – весной 2020 года. Сейчас запланированы семь проектов на разных площадках Москвы. Это будет визуальное искусство, очень разное. В кинотеатре «Звезда» совместно с Москино покажем фильм о москвичах – это альтернативная история города глазами его жителей. В ЦТИ «Фабрика» откроется выставка-исследование «На своем месте». Будет фотопроект «Где живут вещи» в Музее индустриальной культуры. В «Гоголь-центре» пройдет первая персональная выставка молодого российского художника Пасмура Рачуйко. А в микрорайоне Ново-Молоково (это уже Подмосковье) мы сделали проект «Однушка» – у входа в жилой комплекс построили стеклянную однокомнатную квартиру, и она станет культурным центром.

А еще там мы решили сделать публичный проект современного искусства. Пригласили шесть художников (трое россиян и трое австрийцев) и предложили сделать большую скульптуру. Авторы создадут эскизы, их разместят в витринах магазинов, а местные жители смогут посмотреть на проекты, прочитать описание и проголосовать за понравившийся. В итоге мы надеемся создать в полном размере арт-объект, который наберет наибольшее число голосов.

В центре Москвы красивые дома и магазины, классные парки, музеи – все это прекрасно, но это не жизнь большинства. Энергия для будущего собирается в отдаленных районах, ведь именно там проживают в основном люди. В Чертанове, Люблине, Ново-Молокове они мечтают, строят планы, чего-то боятся, чему-то радуются. Поэтому я думаю, что самый важный проект современного искусства должен быть именно там.

Симона Андрисенко

Звездные новости, рецепты столичных шеф-поваров и последние тренды — на «Дзене»

Подписаться