Фильму «Экипаж» Александра Митты — 45 лет. Вспоминаем первый советский блокбастер
В этот день ровно 45 лет назад в кинотеатре «Иллюзион» прошла премьера фильма «Экипаж» — первого советского блокбастера. Сегодня вспоминаем, как он изменил наше кино.
До «Экипажа» Александра Митты в советском кино было все что угодно. Но никогда не было блокбастеров. Таких, чтобы зритель впивался в подлокотники пальцами и не знал — это на экране ревет турбина или это у него внутри?
Западный формат
Это был фильм, в котором впервые по-настоящему соединились личная драма, масштаб, визуальные эффекты и трюки, за которые в Голливуде давали «Оскары», а у нас — брали объяснительные за перерасход бюджета. Митта взял западный формат — фильм-катастрофу — и поместил его в нашу, отечественную действительность. Герои не просто спасали пассажиров из горящего самолета — они спасали себя, жизнь, отношения, честь. Такой душевной турбулентности на советском экране еще не было.

Кадр из фильма «Экипаж»
«Экипаж» стал первым советским фильмом, купленным на Западе не «для изучения», а потому что он реально крутой. Его показывали в 80 странах, и мир вдруг понял: да, русские умеют снимать не только про войну и тракторы. Это была сенсация. Но даже это, пожалуй, не самое главное.
Грудь без всяких метафор
В «Экипаже» впервые для советского мейнстримного кино мелькнула настоящая, неотцензуренная грудь.

Кадр из фильма «Экипаж»
Это был не просто культурный прецедент, это был информационный удар по пуританам. В стране, где страсть можно было показывать только в виде рабочей любви к станку, где сексу не было места даже в рекламе комбайнов. Где просто не было секса! И вдруг — бац! — грудь. Безо всяких метафор. Никакой при этом пошлости. Всего одна сцена, зато настоящая. Словно режиссер прошептал на ухо зрителю: «Я знаю, что ты живой».
Во-вторых, картина взяла и продемонстрировала, каким будет следующее десятилетие в кино. Потому что она вышла в 1980 году, стала таким абсолютно голливудским фильмом и предвещала десятилетие чудес в кинематографе.
Спустя почти 40 лет в 2016 году вышел ремейк — с новым уровнем технологий и графики, с Данилой Козловским на месте героя, с новой катастрофой, новыми лицами и CGI. С возрастным цензом, конечно. Ожидаемо такой сенсацией, как первый фильм, он не стал. Потому что тогда голая грудь — это был вызов, а теперь — просто вторник.
12 мая



