«Одно целое»: рецензия на боди-хоррор про смертельную близость

«Одно целое»: рецензия на боди-хоррор про смертельную близость

В российский прокат вышел фильм «Одно целое» — новый хитовый боди-хоррор, который (не совсем корректно) называют новой «Субстанцией». Это кино про влюбленных, которых в один момент начинает непреодолимо тянуть друг к другу. Кинокритик Иван Афанасьев рассказывает, почему в самых жутких сценах фильма вы, скорее всего, будете смеяться, почему такой фильм появился именно сейчас и чем может вас увлечь.

О чем фильм

Итак, вот сюжет (и попробуйте при таком описании узнать в фильме хоррор). Милли и Тим — парочка, которая вместе уже, кажется, миллион лет, и их конфетно-букетный период давно закончился. Он пытается стать звездой инди-рока, но безуспешно. Когда Тим собирается ехать в турне со своей группой, Милли предлагает сделать иначе: ей предложили место учительницы в школе в маленьком городке, и она считает, что им стоит переехать. Пускай не без сомнений, но мужчина соглашается — и вот они оседают в доме на окраине леса, где есть загадочная пещера. Ненароком попав в нее и вынужденно оставшись там на ночь, а заодно испив из местного озера, они… нет, не становятся козлятами, но обнаруживают, что теперь их непреодолимо тянет друг к другу. Причем с каждым днем все сильнее и сильнее.


Вторая «Субстанция» или все же нет?

И ведь правда, если не знать, какой жанр у кино, по описанию можно решить, что теперь они будут попадать в разные комические ситуации. Что ж, будут, вот только слияние тел двух отчужденных друг от друга людей, которые и сексом-то не помнят, когда последний раз занимались, будет столь буквальным и радикальным, что ловить вайбы «Субстанции» зритель будет практически неизбежно.

Кадр из фильма «Одно целое»

Правда, сравнение, которое активно употребляют рецензенты, не слишком корректное: все-таки в фильме Корали Фаржа была сатира на Голливуд, а также критика принятых в обществе стандартов женской красоты. Здесь же сатира уже на классические отношения и одновременно концепт личных границ. Однако не переживайте, более конвенционального кино о пользе близости — физической и духовной — просто не придумать.

Благо смешно правда будет, но примерно так же, как это было все в той же «Субстанции» (или более близкой по настроению «Гадкой сестре») — проще говоря, это смех по Фрейду, как реакция на ужасное. Будет преступлением спойлерить, как именно проявляется «насильное сближение» Тима и Милли, но от некоторых сцен особенно впечатлительных вполне может вывернуть наизнанку.

Можно попытаться заранее представить себе ситуации и визуализировать, что же именно вас ждет, но лучше не стоит: «Одно целое» потому и удивляет, что умудряется обмануть многие, даже самые смелые ожидания.

Финал и вовсе вызывает в памяти кое-что из фильмов Джона Карпентера (те, кто пойдет смотреть фильм, с первой же сцены могут догадаться, какие именно).

Кадр из фильма «Одно целое»

При этом фильм австралийца Майкла Шэнкса, если забыть про физиологические ужасы, предельно целомудренный. Ранее режиссер снял ехидную короткометражку про скелетика, который играл соответствующих персонажей в мультфильмах, но оказался никому не нужен из-за появления CGI (компьютерная графика, используемая для создания изображений, анимации и визуальных эффектов. — Прим. ред.). И это, как и «Одно целое», в первую очередь фильм про уважение к другому — к его мнению, желаниям, страхам и надеждам.


Кто делал фильм

Шэнкс взял за основу свои переживания в отношениях и позвал на главные роли реальных мужа и жену Дэйва Франко и Элисон Бри. Актеры дважды снимались вместе — в «Малых часах» и «Горе-творце». Кроме того, Бри играла в двух режиссерских работах супруга, «Кто не спрятался» и «Кто-то, кого я знал», и даже писала ко второму фильму сценарий. Наконец, оба выступили продюсерами «Одного целого».

Кадр из фильма «Одно целое»

Если учесть, что речь идет про фильм о супругах, уставших друг от друга, получается вполне себе хоррор-версия культового «С широко закрытыми глазами», где тоже играли муж и жена — Том Круз и Николь Кидман. Причем после съемок в фильме Кубрика они разошлись. Что вряд ли случится из-за «Одного целого», ведь кино как раз о том, что самым крепким парам не нужны никакие доводы (и древние проклятия), чтобы быть вместе.

Франко и Бри же — идеальные партнеры друг для друга, их химия буквально сочится через экран, и благодаря этому получается очень тактильное, честное и поэтому временами, само собой, до ужаса и отвращения натуралистичное кино. И даже на этом примере можно проследить, как сильно изменились времена: человечество прошло и через консервативную позицию «быть вместе, несмотря ни на что», и через прогрессивно-радикальную «не лезьте ко мне, я в домике».

Кадр из фильма «Одно целое»

«Одно целое» показывает, что будет, если не найти баланс между подходами в отношениях. У режиссера получился довольно светлый фильм про умение говорить друг с другом, не дожидаясь, пока природа сама решит за вас, суждено ли вам быть вместе на веки вечные.

Иван Афанасьев

Все самое интересное — у нас в Telegram

Подписаться