«Танец» Матисса: что скрывает в себе картина художника и откуда там мужчина
В воскресном чтении — нон-фикшн про искусство с элементами художки. Две подруги в музее обсуждают «Танец» Матисса, и из обычного разговора их диалог переходит в подробное обсуждение шедевра. Почему на картине вдруг изображен мужчина, сколько героям лет и как понять, что одна из девушек беременна, — читайте ниже. Публикуем отрывок из книги Дарьи Козловой «Искусство. Как понимать и получать удовольствие» издательства АСТ.
Мой внутренний диалог с художником прервался. Среди других зрителей я заметила свою знакомую и до мельчайших подробностей, как в замедленной съемке, увидела эмоции на ее лице. Она смотрела на «Танец» и улыбалась, глаза горели, было очевидно — ей очень нравится эта картина. В следующий момент она достала свой телефон и сделала радостное селфи на фоне «Танца». Меня в этот момент как пыльным мешком по голове ударили, я смотрела на нее, широко раскрыв глаза и приоткрыв рот. Хотелось ей что-то крикнуть, но я не знала что.
Через мгновение она направилась в мою сторону, и наши взгляды встретились. Мы подошли друг к другу, завязалась легкая беседа, а я смогла только задать вопрос:
— Тебе нравится «Танец»?
Она ответила:
— Да, еще со школы. В старших классах я нашла открытку с репродукцией, и она висела у меня дома над рабочим столом несколько лет.
— Как, по-твоему, о чем он?
— В танце этих женщин я вижу столько энергии, чувствуется природа, ее сильное и первобытное начало.
— А ты никогда не думала, что слева на картине изображен мужчина, а не женщина?
— Нет, почему ты решила, что это мужчина? Мне кажется, тут изображена мощная и сильная, но все-таки женщина.
— Если бы это была женщина, мы бы видели часть ее левой груди сбоку, а ее там нет совсем, ни намека.
— Ну знаешь, по твоей логике мы должны были бы увидеть и мужские гениталии тогда.
— Нет, как раз нормально, что мы их не видим из-за левого бедра. Пах же находится на центральной оси тела, а вот грудь — слева и справа относительно нее, поэтому была бы немного, но видна.
— Ну, не знаю, мне кажется, ты домысливаешь и это все-таки женщина.
— А может, проверим? Проведем эксперимент?
— Шутишь? Какой?
— Давай я попробую встать в эту позу тут, на фоне картины, а ты меня сфотографируешь. Тогда сравним позы и поймем, какое очертание получается у фигуры.
— Хм, ну давай попробуем.
Мы сделали несколько снимков, проверяя, совпадает ли поза и ракурс, с которого мы смотрим на него. Мы так вошли в раж, что подруга решила тоже попробовать сфотографироваться — может, я просто не так выворачиваю корпус. Первый вывод, который мы с ней сделали — встать в эту позу очень сложно. А вот и второй:
— Ладно, ты права — это мужчина.
После небольшой паузы подруга произнесла:
— Но не думаю, что это сильно что-то меняет.
— Ну, теперь как минимум расширяется основной смысл картины. Это теперь не просто картина про «женскую природу», она про отношения между мужчиной и женщиной.
— И как эти отношения тут должны считываться?
— По языку тела. По нему можно неплохо понять психологический портрет всех героев и их взаимоотношения тоже. Вот, например, ты можешь определить примерный возраст каждой из женщин, кто старше, а кто младше?
— Ну, если смотреть по часовой стрелке, начиная от мужчины, то, наверное, первая женщина самая старшая, не знаю, сколько ей лет, но, видимо, она очень сильная. Гораздо младше — девушка, я бы сказала, что это подросток лет четырнадцати. Потом, возможно, женщина постарше, а внизу девушка, наверное, лет семнадцати.
— А ты можешь предположить, какой у них мог быть опыт взаимоотношений с мужчинами?
— У самой молодой девушки сверху, скорее всего, никакого, кроме как общения с отцом, братом или другом. У женщин рядом с ней, я думаю, был опыт в том числе сексуальных отношений. Особенно у той, которая постарше и изображена рядом с мужчиной. Интересно, а может быть такое, что она тут беременна?
— Мне тоже так кажется. И, как думаешь, какие у нее отношения с этим мужчиной?
— Ну, они с ним энергичнее всего танцуют...
Подруга затихла на мгновение и потом воскликнула:
— Черт, как он крепко схватил ее за запястье! Погоди, это что, выходит, она как будто в тисках и пытается вырваться?
— Более того, она с такой силой отталкивается от земли, что буквально продавливает ее ногами.
Дальше была еще одна пауза. Я наблюдала, как за пять минут выражение лица подруги поменялось со скептического на шокированное.
— У меня слов нет. Сейчас мне кажется, что она еще и собой как бы прикрывает молодую девушку от него. А молодую девушку будто уносит подальше от разгоревшегося конфликта.
— А теперь посмотри на девушку внизу на первом плане, видишь, как мужчина дает ей руку? Достаточно небрежно, не ожидая, что она действительно за него сможет ухватиться. И эта ее поза, она как будто летит. В следующий момент она обречена упасть, и точно не он поможет ей потом встать.
— Как низко, он дает ей надежду, что поймает ее, но не собирается этого делать.
— Но у этой девушки есть поддержка сзади. Да, она точно упадет, но женщина за ней, вероятно, поможет ей подняться.
— На первый взгляд, эта женщина — самый невыразительный персонаж из всех, у нее вроде бы нет какой-то ведущей роли. Но на самом деле она очень важна, потому что кажется опытной, крепкой и готовой поддержать девушек, как старшая сестра или подруга.
И снова была пауза, мы стояли молча и очень тщательно рассматривали «Танец», мысленно проверяя и перепроверяя выводы, которые только что сделали. Не знаю, сколько времени прошло, когда подруга нарушила молчание.
— В каком-то смысле наш разговор не повлиял на мое первоначальное понимание. «Танец» остался картиной про женскую природу, энергию и про женский круг. Просто теперь эта тема для меня раскрылась с другой стороны — драматичной и личной.
Кажется, в тот день мы обе не посмотрели больше ни одной картины на выставке. У нас просто больше не было сил на них. Но спустя некоторое время я пришла туда снова, села на ту же скамейку и уже прямо и открыто смотрела на картину, которая мне никогда не нравилась, но которую я начала уважать и ценить.
25 августа



