8 главных выставок осени в Москве
Русский авангард от А до Я, визионерское творчество Якова Чернихова, взгляд на Москву глазами Гиляровского и его современников, медитативный проект про Крайний Север. Собрали главные столичные выставки осени.
«Курс на Север»
Выставка про Крайний Север в Пушкинском музее открылась почти одновременно с проведением саммита на Аляске. Но заподозрить проект в конъюнктурности и стремлении сыграть на волне хайпа не получается. Это нарочито аскетичная экспозиция для тех, кто устал от выставок-блокбастеров, громких имен и яркого искусства. Атмосферу задает уже первый полупустой зал, в котором главным объектом интереса становится груда камней, а единственное произведение искусства — спрятавшаяся в углу крохотная гравюра конца XVIII века.

Рокуэлл Кент. Собаки во фиорде Кангердлуарссук. ГМИИ имени А. С. Пушкина
Кураторы выставки Александра Данилова и Анна Чернышева предлагают посетителям совершить путешествие во времени и попытаться единым взором охватить четырехвековую историю того, как человек осваивал суровые северные земли, а они меняли его мировоззрение. В экспозиции нашлось место живописи Константина Коровина, старинным гравюрам, работам студентов основанного в 1929 году Института народов Севера и произведениям современных художников. Особое место среди экспонатов занимают картины американского художника-путешественника Рокуэлла Кента, которые он передал в дар СССР в середине прошлого века.
ГМИИ имени А. С. Пушкина, ул. Волхонка, 14
До 12 октября, билеты по 750 рублей
«Путь к авангарду: диалоги художников в журнале „А — Я“»
Русский авангард начала ХХ века — сквозная тема выставочных проектов центра «Зотов», так как она органично пересекается с наследием конструктивизма, популяризацией которого команда «Зотова» занимается с момента основания. Новая выставка намечает еще одну связку — между «первым» и «вторым» русским авангардом. Ко второму принято относить неофициальное советское искусство последней трети ХХ века.

Андрей Абрамов. Без названия. 1978. Коллекция Антона Козлова
О том, что они являются прямыми наследниками Малевича и других авангардистов, сами художники могли и не догадываться. Когда мастера только начинали свой творческий путь, авангард был вычеркнут из официальной истории искусства, а работы пылились в запасниках. Отчасти восполнить этот пробел смог журнал «А — Я», который Игорь Шелковский и Александр Сидоров издавали в Париже с 1979 по 1986 год. На его страницах впервые публиковались произведения Эрика Булатова, Ильи Кабакова, Виктора Пивоварова и других художников. А в разделе «Наследие» печатали материалы про «первый» русский авангард.
На выставке в центре «Зотов», подготовленной совместно с Музеем AZ, диалог между художниками двух поколений, завязавшийся на страницах журнала «А — Я», становится наглядным. В экспозиции собрано более 350 работ — от произведений Казимира Малевича и Павла Филонова до работ Игоря Шелковского, Эрика Булатова, Ильи Кабакова, Франциско Инфанте и многих других.
Центр «Зотов», ул. Ходынская, 2, стр. 1
До 18 января 2026 года, билеты от 600 рублей
«Образ Москвы в русском искусстве»
В павильон «Центральный» на ВДНХ из петербургского Русского музея привезли более 100 работ. Среди них — редко покидающие родные стены хрестоматийные шедевры вроде многометрового «Торжественного заседания Государственного совета» кисти Ильи Репина. Все работы по-разному раскрывают образ Москвы, а открытие самой выставки приурочено ко Дню города.

Аполлинарий Васнецов. Старая Москва. Улица в Китай-городе. Государственный Русский музей
Экспозиция поделена на четыре раздела, которые рассказывают о разных этапах жизни Москвы от старины до современности. Отдельная секция «Москвичи» задумана как своего рода портретная галерея выдающихся уроженцев города.
В Москву в числе прочих едут картина Михаила Нестерова «Святая Русь», которая как бы суммирует многолетние духовные поиски художника, и полотно Юрия Пименова «Здесь будет парк» — живописное свидетельство того, как в середине прошлого века шли работы по восстановлению ВДНХ.
ВДНХ, павильон № 1 «Центральный», пр-т Мира, 119
6 сентября — 1 февраля 2026 года, билеты по 500 рублей
«(Не)видимый город М.»
Выставка «(Не)видимый город М.» открывает на культурной карте столицы новую точку — музейный центр «Масловка. Городок художников». Он возник ровно там, где на протяжении столетия жили и работали ведущие мастера советского и российского искусства. Эта сайт-специфичность станет ключевой особенностью и новой площадки, и ее первой выставки (одно плавно перетекает в другое: три первых зала выставки станут основой для дальнейшей постоянной экспозиции центра). Например, работы Юрия Пименова и Василия Ватагина будут висеть рядом с окнами, в которых можно увидеть расположенные напротив бывшие квартиры художников.

[Музейный центр «Масловка. Городок художников». Фото: Лиза Бузова
Городок художников на Масловке возник в 1920–1930-е годы. Здесь, неподалеку от Петровского парка, жили и работали порядка 1 300 художников, включая Владимира Татлина, Александра Лабаса, Александра Тышлера, Игоря Грабаря и многих других. Экспозиция «(Не)видимый город М.» объединит более 100 работ обитателей этой уникальной арт-коммуны, а также редкие документы и артефакты.
Музейный центр «Масловка. Городок художников», ул. Верхняя Масловка, 3
19 сентября — 7 января 2026 года, билеты по 650 рублей
«Яков Чернихов. Образ будущего»
Выбранная для афиши новой выставки «архитектурная фантазия» Якова Чернихова поражает своей современностью. Этот набросок из причудливых разноцветных пучков, созданный 100 лет назад, можно легко принять за сгенерированную на компьютере современную 3D-модель какого-то комплекса небоскребов вроде «Москва-Сити». Именно поэтому в профессиональной среде Чернихова по праву считают архитектором-визионером, предвосхитившим развитие урбанистики, архитектуры и графики на многие годы вперед.

Яков Чернихов. Архитектурная фантазия № 14 из цикла «Архитектурные фантазии». 1929–1932
Первая масштабная ретроспектива Чернихова в Еврейском музее обещает разобрать на составные части его творческое наследие, а затем заново пересобрать в воображении современного зрителя. По задумке кураторов, рассказ будет выстроен как вереница «кабинетов», каждый из которых раскрывает одну из граней творчества художника.
Еврейский музей и центр толерантности, ул. Образцова, 11, стр. 1а
19 сентября — 11 января 2026 года, билеты по 500 рублей
«Свой человек. Владимир Гиляровский»
Музей русского импрессионизма и Политехнический музей приглашают взглянуть на Москву рубежа XIX–ХХ веков глазами «короля репортеров» Владимира Гиляровского. Современники «дяди Гиляя» зачитывались его газетными очерками и книгами, написанными живым и ярким языком.

Александра Экстер. Москва. Синтетический город. 1914. Собрание Иветы и Тамаза Манашеровых, Москва
На выставке можно будет увидеть портреты самого Гиляровского и его знаменитых современников — Федора Шаляпина, Антона Чехова и Максима Горького. Проследить за тем, как при их жизни стремительно менялась Москва, можно будет по картинам Ильи Репина и Василия Кандинского, Константина Коровина и Наталии Гончаровой. Благодаря Политехническому музею на выставке также можно будет увидеть технические новинки, появлявшиеся в жизни москвичей в то время: оригинальные фонографы, лампы накаливания и многое другое.
Музей русского импрессионизма, Ленинградский пр-т, 15, стр. 11
16 октября — 25 января 2026 года
«Нетемные века: новеллы о Средневековье и академизмах»

Дом культуры «ГЭС-2». 2022. Фото: Аня Тодич
Состав анонсированного на ноябрь проекта Дома культуры «ГЭС-2» пока что остается загадкой, но даже сама эта таинственность отлично рифмуется с заявленной темой. Выставка обещает быть двухчастной: одна из них будет искать истоки современного искусства в академической традиции, а вторая — в наследии Средневековья. Проект на стыке столь разных эстетик должен получиться как минимум атмосферным. Искусство прошлых веков в экспозиции будет сопоставляться с современным в том числе и на примере работ, создаваемых специально для выставки.
Дом культуры «ГЭС-2», Болотная наб., 15
13 ноября — 3 мая 2026 года
«Фото[графическое] путешествие»
Новая Третьяковка запланировала на осень выставочный проект о хрупкости человеческих впечатлений. Сейчас напоминанием о наших путешествиях по миру служат соцсети и фотографии, сделанные на мобильные телефоны. На выставке обещают показать похожие свидетельства, но создававшиеся более 100 лет назад.

Б. Д. Григорьев. Сантьяго. Чили. 1928–1929
Экспозиция объединит свыше 70 графических работ и фотографий, которые вступают в диалог друг с другом. Организаторы проекта позиционируют его как выставку-путешествие. Здесь можно будет увидеть зарисовки из путешествий по Европе, кадры из поездок по Ближнему Востоку, Азии и Южной Америке. Посетителей ждут графические работы Михаила Ларионова, Эль Лисицкого, Роберта Фалька и других художников. В секции фотографий будет представлено более 300 снимков, переданных в дар Третьяковке итальянским журналистом Роберто Скарфоне в 2022 году.
Новая Третьяковка, ул. Крымский Вал, 10
20 ноября — 29 марта 2026 года
Текст: Александр Быковский
Фото: Н. П. Ульянов. Неаполь. 1912
04 сентября



