«Москва слезам не верит. Все только начинается» — почему мы смотрим новый сериал Жоры Крыжовникова
Отшумело «Слово пацана», все награды на поле отзывов давно собраны, а Крыжовников тем временем перешагивает через десятилетие — в этот раз режиссер снял оммаж на оскароносную ленту Владимира Меньшова «Москва слезам не верит». Да, тут мы настаиваем: перед нами вовсе не ремейк. В статье рассказываем, каким получился мюзикл и почему советская классика от этой новинки ничуть не пострадала.
О чем сериал
Начнем с базы: три подруги все так же пытаются покорить Москву, но в этот раз в начале 2000-х. В центре внимания — провинциалка Ксюша, наглая Маша и умничка Оля, которые пытаются найти себя в огромном городе. Вместо «железного контингента» в первой серии (на момент написания статьи вышла только она) красуется только насквозь положительный продюсер Влад. Известные лица на экране прямо сейчас — Анастасия Талызина (из «Кентавра»), Тина Стойилкович (из «Оффлайна») и Иван Янковский (из каждого утюга). Еще появятся наши любимые «пацаны» — Рузиль Минекаев и Слава Копейкин.

Так что же тут от непревзойденного советского фильма? Перечисляем: название, несколько песен, главные герои, а точнее, наброски их характеров. Немногое — потому и сравнивать это кино бесполезно.
До противного настырная Маша из сериала на Людмилу Свиридову похожа разве что неуемной потребностью приврать на пустом месте. Новый образ девушки сделали необоснованно наглым и даже противным. Людмила в советской ленте очень сильно хотела выйти замуж и шла ради этого на все. А зачем Маше в первой же серии лезть без очереди на «Фабрику звезд» и воровать колбасу? Потому что захотела. То есть переврали? Нет, этого мы не говорим, хотя и есть параллели, все-таки перед нами самостоятельное произведение, у которого вполне может быть такой персонаж.
Нам вернули 2000-е
Что касается мюзикла — да, конечно, без песен это все не играло бы. И хотя местами прямо выпадаешь из волшебства (есть кадры, где совсем не верится, что героини все-таки поют), сцена на Пушкинской площади под песню «Лучший город земли» гарантированно заставит вас покрыться мурашками. Над антуражем тут тоже поработали основательно — в 2000-е мы ныряем с трамплина и вниз головой, укутавшись в рекламные плакаты. Как-то даже подзабылся тот разбитый асфальт, растяжки над дорогами, желтые маршрутки и шашлычки с пластиковыми стульями.

Еще мы как минимум выяснили, что Ивану Янковскому идут безнадежно устаревшие авиаторы, футболки в обтяжку и свитеры, повязанные на шее. Как максимум — посмотрели на затерявшуюся во времени любимую Москву.
А теперь оцениваем эту матрешку. Мало того, что на советскую классику, как на устрицу, брызнули лимонным соком и все происходящее пустилось в пляс, так нам еще и буквально вернули 2000-е — как будто кто-то выполнил все пункты гайда «как привести в восторг миллениала». Двойной удар по ностальгии, получается! Душе приятно, хотя тут все и очень условно. Все главные герои познакомились в один день? Ну да, а что. Еще они успели и на кастинг завалиться, и с пьяной теткой одной из девочек подраться, а тем же вечером еще и съехались. И все это происходит буквально за 15 минут хрона. Дальше совпадений ну просто тьма. А еще все постоянно друг на друга кричат, ну это ладно, читается как театральщина, элемент условности. Такая карусель смыслов — действительно, этот сериал больше похож на аттракцион. И видно, что в него сильно вложились.


Наш вердикт
Вывод такой: перед нами — «Оттепель» для миллениалов. Сравнивать сериал с легендарным фильмом просто бессмысленно. Это похоже на сочинение «Как я провел лето», которое пишут школьники каждый год — дети что-то летом непременно делали, о чем-то обязательно думали и кто-то неизбежно их занимал. Один напишет про кузнечика, другой — про землеройку, и оба будут молодцы. У каждого свой взгляд, идея и понимание, хотя тема одна и та же. Так гениальное ли это кино? Вряд ли. Нравится ли оно нам? Конечно.
Текст: Анастасия Меньшикова
Фото: кадр из сериала «Москва слезам не верит. Все только начинается»
05 сентября



