От «Вальса-бостона» до «Иванушек». Почему Россия переживает бум мюзиклов?

От «Вальса-бостона» до «Иванушек». Почему Россия переживает бум мюзиклов?

В Театре эстрады прошла премьера нового мюзикла «Вальс-бостон», поставленного на основе 20 самых известных песен Александра Розенбаума. По этому поводу музыкальный обозреватель Владимир Полупанов размышляет, почему индустрия переживает бум мюзиклов и какие еще песни отечественных артистов хорошо легли бы в этот жанр.

Почему мюзиклы опять популярны

Вопреки устоявшемуся мнению, что Россия — не мюзикловая страна, только в одной Москве, по данным на август 2025 года, идет более 100 музыкальных спектаклей. На некоторые из них невозможно купить билеты день в день из-за аншлагов. По словам авторов, продюсеров-создателей этих постановок, Россия переживает сегодня настоящий бум мюзиклов.

Предоставлено пресс-службой

Одним из самых успешных за последние годы стал «Ничего не бойся, я с тобой» (по песням группы «Секрет»), который стартовал в декабре 2022 года. Только за первые шесть месяцев после премьеры кассовые сборы мюзикла составили 1,5 миллиарда рублей. За все время проката (он шел почти три года) спектакль посмотрели более одного миллиона зрителей.

Я не знаю, в чем причина феноменального успеха «Ничего не бойся, я с тобой». Наверное, не только в его зрелищности, всеми любимых хитах и увлекательном романтическом сюжете. А еще в искренности, надежде на перемены, общем позитиве, оптимизме и любви, которыми пронизан спектакль.
Дмитрий Богачев
продюсер

На счету Богачева десятки мюзиклов. Но не все они были такими успешными, как «Ничего не бойся, я с тобой». Он был коммерческим директором первого российского мюзикла, сделанного по бродвейским лекалам, — «Норд-Оста». После известной трагедии в октябре 2002 года в Театральном центре на Дубровке публика несколько лет не хотела ходить на спектакли вообще. Из-за этого был закрыт мюзикл «Чикаго», который привез в Россию Филипп Киркоров.

Предоставлено пресс-службой

Но постепенно недоверие и страх ушли в прошлое. И сегодня публика охотно тратит деньги на мюзиклы. После успешных западных франшиз «Призрак оперы» (кассовые сборы свыше 1,1 миллиарда рублей), «Красавица и Чудовище» (около одного миллиарда), Mamma Mia! (по песням группы ABBA, один миллиард) в России стали ставить свои спектакли, заново переосмысливая классику и предлагая новые сюжеты.


Агутин, «Браво» и «Иванушки»: чья музыка еще хорошо ляжет в основу мюзикла

После успеха масштабной этнооперы «Князь Владимир» композитор Игорь Матвиенко приступил к работе над постановкой по мотивам песен, написанных им для группы «Иванушки». Этот мюзикл, по словам композитора, будет создавать у зрителей романтическое настроение, так как творчество группы доброе. Это будет история о том времени, когда «Иванушки» были «пацанами».

При этом сами «Иванушки» принимать участие в постановке не будут. «В нашем нынешнем возрасте их петь как-то уже несолидно. Это будут наши песни, но исполненные не нами, а ребятами, которые будут там играть. Это даже будет история не про „Иванушек“», — говорит солист группы Андрей Григорьев-Апполонов.

Когда эти песни были написаны, «Иванушки» были пацанами. Тридцать лет назад они могли петь песни «Тучи», «Реви», «Кукла» и прочие. Когда такое начнут петь 50-летние дядьки, это по меньшей мере будет звучать странно. Делать с ними что-то взрослое — это уже будут не «Иванушки». Это не подходит под их образ. В мюзикле опять же можно возродить эту историю, чистые романтические мечты и отношения.

Игорь Матвиенко
композитор

Лидер группы «Руки вверх!» Сергей Жуков тоже работает над музыкальным спектаклем под рабочим названием «Плакса». Сам Жуков секретничает и сообщает лишь, что проект уже в производстве, но его премьера намечена на следующий год. «Могу только сказать, что это будет самый высокотехнологичный, крутой и дорогой мюзикл страны», — признается он.

Также большой интерес публика проявляет к постановке «Дон Кихот», инсценировку для которого готовит кинодраматург Олег Маловичко, а за музыку отвечает Леонид Агутин.

Может быть, 20 лет назад были сомнения, что российская публика не примет мюзиклы. Но русские люди очень быстро учатся и адаптируют, осваивают новые для себя виды искусства. Сегодня этот жанр очень хорошо принимают. У меня идут мюзиклы более чем в 60 городах. Плохих отчетов я вообще не получаю. Жанр на подъеме. Это прямо очевидно.
Карен Кавалерян
поэт-песенник, автор либретто к 15 мюзиклам

По словам поэта, лучше всего публика принимает мюзиклы, в основе которых проверенная десятками и даже сотнями лет русская классика.

О создании мюзикла задумался и лидер группы «Браво» Евгений Хавтан. «У „Браво“ хорошая гастрольная жизнь. И у Хавтана пока времени на это нет. А мюзиклы требуют его — придумать историю, проделать большую подготовительную работу, связать в единое полотно песни и сюжет, а потом все это реализовать на сцене. Когда песни известные, проект просто обречен на коммерческий успех», — дополняет Кавалерян.

Предоставлено пресс-службой

Есть разные подходы к мюзиклам. Несколько лет назад я был в лондонском театральном районе Вест-Энд, где идут мюзиклы. Посмотрел пять-шесть постановок. Там прямо театр. А если брать бродвейские мюзиклы, то они, как правило, больше похожи на шоу. В Театре оперетты идут скорее театральные постановки, а Дмитрий Богачев делает упор на шоу. Нельзя сказать, что это плохо. Это просто другое.
Карен Кавалерян
поэт-песенник

Поэт уверен, что и мюзиклы, которые будут созданы Леонидом Агутиным, Александром Зацепиным, Игорем Николаевым (если он решится) на основе их песен, также обречены на успех.

«Это тренд, — говорит Кавалерян. — Сейчас публике нужны яркие мелодии, позитивные истории, технологичные костюмированные шоу. Время такое, появился запрос. А спрос, как известно, рождает предложение».


Почему артисты начинают писать для мюзиклов

Рано или поздно любой маститый композитор устает от песен и начинает работать над более крупными формами, надеясь оставить после себя что-то более значительное, нежели «песенки». От создания эстрадных шлягеров в свое время отказались Давид Тухманов, Игорь Корнелюк, Аркадий Укупник и многие другие хитмейкеры. Александр Зацепин, которому в следующем году исполнится 100 лет, признался, что сегодня тоже не сочиняет шлягеры. Все свое время (а композитор живет и работает в Москве) он тратит на детские мюзиклы.

Предоставлено пресс-службой

По словам Карена Кавалеряна, мюзикловые сюжеты, которые создаются не на основе классики, а с нуля, — это всегда «прогулки по минному полю». Неизвестно, как их примет публика. «Когда имеешь дело с классикой, это крепкий тыл, надежная стеночка, к которой можно прислониться», — дополняет Кавалерян.

Еще одним успешным форматом, по его словам, являются мюзиклы-ревю, как «Ничего не бойся, я с тобой», основой которых служат широко известные песни, в данном случае хиты группы «Секрет». Мюзиклу «Вальс-бостон» он тоже прочит большой успех.

Текст: Владимир Полупанов

Фото: Broadway-moscow.ru

Звездные новости, рецепты столичных шеф-поваров и последние тренды — на «Дзене»

Подписаться

05 сентября