В РОСИЗО-ГЦСИ 24 октября открывается выставка, посвященная столетию школы Баухауса. Рассказываем, чего ждать от экспозиции, что вообще такое Баухаус и где его искать в Москве.
РОСИЗО-ГЦСИ
Зоологическая, 13, строение 2В этом году школа Баухаус отмечает юбилей – ей 100 лет. По этому случаю в ГЦСИ на Зоологической открывается первая часть масштабной выставки «Геометрия в культуре XX-XXI веков. К столетию Баухауса» (да, частей будет две, вторая откроется в декабре). Первая экспозиция покажет работы, в которых очевидны отсылки к новаторским идеям и геометрии Казимира Малевича, Василия Кандинского и Александра Родченко. Здесь будут работы Владимира Маяковского, Эль Лисицкого, Натальи Гончаровой, Алексея Крученых и Варвары Степановой из собрания Музея Маяковского, а также произведения венгерских последователей Баухауса из музея MOBIL MADI в Будапеште. Кроме того, покажут видеопроекции авангардного кинематографа 20-х: Ханса Рихтера, Викинга Эггелинга, Вальтера Руттмана и Дзиги Вертова.
Баухаус (с немецкого «дом строительства») – высшая школа строительства и конструирования, которая открылась в немецком городе Веймар в 1919 году, в 1925-м переехала в Дессау и работала там по 1933 год. Вся история укладывается в 14 лет, но ее влияние на разные сферы жизни и искусства было колоссальным. Кстати, именно здесь появилась профессия дизайнера.
Школу основал немецкий архитектор Вальтер Гропиус, ориентированный на эстетику конструктивизма. После Первой мировой войны нужно было искать ответы на запросы индустриального общества в условиях жесткой экономии. Гропиус нашел их в геометрических формах архитектуры и отсутствии нарочитой декоративности и деталей. Именно он предложил использовать в строительстве железобетон, стекло и металл – самые дешевые материалы.
Гропиус же сформировал пять основных принципов школы:
В столице есть пять построек, спроектированных при участии выпускников и преподавателей Баухауса. Важно: они работали по заданиям советских чиновников, поэтому здания – далеко не в чистом виде их проекты. Но основным заповедям авторы остались верны.
Венгерский архитектор Тибор Вайнер помогал в проектировании платформы, открывшейся в 1938 году. Вместе с советскими коллегами Вайнер старался сделать ее в авиационной тематике. Через свод станции проходят длинные узкие полосы, похожие на стропы парашюта, они пересекаются между собой, создавая ощущение простора и воздушности. А тему авиации удалось отобразить с помощью веерообразных вставок, которые облицевали известняком и фиолетовым мрамором.
Над проектом павильона Международной организации помощи борцам революции (все его знают как «Физкультура и спорт») работал выпускник Баухауса Макс Краевский, он же – автор ламп в альма-матер в Дессау. Вместе с ним над проектом павильона работала архитектор Фаина Белостоцкая. Здание было построено в 1940 году. Это одноэтажный павильон с многогранной основой, увенчанный пятигранной башенкой. В целом форма здания напоминает пятиконечную звезду, что неудивительно: изначально здесь располагалась экспозиция, посвященная деятельности организации, поддерживающей революционеров.
Над проектом начинал работать один из архитекторов Баухауса Филипп Тольцинер. Изначально пятиэтажное здание должно было стать корпусом академии имени Лазаря Кагановича. Однако во время постройки планы изменились, теперь здесь больница. Несмотря на смену профиля, здание все равно отражает основные принципы немецкой школы: здесь абсолютно нет декора, зато есть четкие линии и лаконичность.
В 1930 году в Москве на Новинском бульваре построили дом для работников Народного комиссариата финансов СССР. Проект разрабатывали архитекторы Моисей Гинзбург, Игнатий Милинис и инженер Сергей Прохоров. Конструктивистское здание называли «опытным домом переходного периода», где помимо жилых квартир были предусмотрены общественная стирка белья, уборка помещения, детский сад и общепит. В дополнение должны были построить коммунальный корпус со спортзалом, кухней и летней столовой на крыше.
За цветовое решение помещений отвечал профессор Баухауса Хиннерк Шепер. Оригинальная окраска стен не сохранилась, но увидеть ее можно в книге Гинзбурга: «Теплая гамма, в основном: потолок – светлая охра, стены светло-желтые (лимонные). Холодная гамма, в основном: потолок голубой (брауншвейг), стены сероватые и зеленоватые». Последние несколько лет в доме идет масштабная реконструкция, руководит которой внук главного автора проекта и тоже архитектор Алексей Гинзбург. Сейчас можно попасть внутрь с экскурсией – когда квартиры займут новые жильцы, этой возможности наверняка уже не будет.
В середине 1930-х годов над зданием моторного корпуса МАИ работал немецкий архитектор Конрад Пюшель. Он очень удивлялся методам работы в СССР, где «план должен быть соблюден любой ценой». В четырехэтажном здании нет ничего особенного, но в этом-то и суть: простота и функциональность – основные постулаты Баухауса. Сейчас здесь располагается факультет № 2 «Двигатели летательных аппаратов» Московского авиационного института.
Первая часть выставки: 24 октября – 24 ноября
Вторая часть: 3 декабря – 26 января
Билеты: взрослый – 200 рублей, льготный – 100 рублей, по четвергам – бесплатно
22 октября, 2019