В Третьяковке воссоздали Музей живописной культуры

«Черный супрематический квадрат» Малевича, «Импровизация 7» Кандинского, «Отдыхающий солдат» Ларионова: в Новой Третьяковке открылась выставка художников-авангардистов. Приуроченная к столетию первого музея современного искусства, она создавалась по архивным записям и фотографиям. Половину экспонатов привезли из регионов и из-за рубежа, в том числе из лондонской Тейт Модерн и Музея Людвига в Кельне. Рассказываем о музее, которому посвящена выставка, и что за «Список №1» в названии.

Один из первых музеев современного искусства

В Третьяковке воссоздали Музей живописной культуры

В.В. Кандинский
Импровизация холодных форм. 1914

Новая Третьяковка

Крымский Вал, 10

Сегодня название Музея живописной культуры мало кому о чем-то говорит даже в профессиональных кругах, не то что широкой публике. Хотя он был важнейшей культурной институцией своего времени. Один из первых в мире музеев современного искусства, он был создан в Москве в 1919 году. К слову, знаменитый нью-йоркский МоМА откроется лишь спустя десять лет – в год ликвидации МЖК.

Стране, пережившей революцию, было необходимо новое искусство – яркое, хлесткое. И в первое десятилетие казалось, что именно авангард может им стать. Так что МЖК стал не просто площадкой для показа произведений актуального искусства, но еще и лабораторией, в которой исследовались новаторские методы работы, и образовательной организацией, просвещавшей творческую молодежь. Кроме того, МЖК был задуман как сетевой музейный проект: работы, собранные специальной комиссией в Москве, должны были рассылаться по регионам для создания там собственных музеев (на деле все было не совсем так, но часть работ действительно была отправлена в провинциальные музеи).


Закупки Малевича и Кандинского

В Третьяковке воссоздали Музей живописной культуры

А.В. Лентулов
Париж. 1911

Для формирования музейного фонда была создана закупочная комиссия: в нее вошли художники Павел Кузнецов, Владимир Татлин, Казимир Малевич и Софья Дымщиц-Толстая, а возглавлял ее Василий Кандинский. В предварительном списке было 38 имен, и в 1918 году в первую очередь были куплены картины Петра Кончаловского, Александра Родченко, Аристарха Лентулова и самих же участников комиссии. Платили художникам от 700 до 7 000 тысяч рублей за работу.


Объясняющая экспозиция

В Третьяковке воссоздали Музей живописной культуры

Л.С. Попова
Скрипка. 1915

По архивным фотографиям и некоторым публикациям середины 1920-х годов кураторам выставки удалось воссоздать план развески МЖК, как ее задумали сами художники-авангардисты. Правда, это была не самая первая экспозиция, открывшаяся в 1920 году на Волхонке, а выставка 1924 года, когда МЖК в очередной раз переехал, обосновался на Рождественке и был присоединен к Третьяковской галерее в качестве филиала. Картины в залах развешаны в зависимости от техник исполнения: есть несколько «плоскостных» и «объемных» групп. По идее авторов концепции, после посещения такой выставки посетители должны были понять те творческие методы, которые художники описывали в своих манифестах. Впрочем, и сегодня эта идея по-прежнему актуальна.


Короткая жизнь музея

В Третьяковке воссоздали Музей живописной культуры

Фальк Р.Р.
Автопортрет. 1917

Музей живописной культуры просуществовал всего 10 лет – в 1929 году было принято решение о ликвидации. Все произведения тогда были переданы в фонд Третьяковки и разбиты на несколько списков: №1 оставили в самой галерее, еще пять – распредели по музеям страны, а работы из списков №7-12 комиссия посчитала «не имеющими художественной ценности». Среди таких рекомендованных к ликвидации картин были работы Кандинского, Розановой, Стенбергов и других ныне признанных художников. Большинство из них все уже удалось сохранить – они долгие годы пролежали в запасниках.


До 23 февраля
Билеты: взрослый – 500 рублей, льготный – 250 рублей, дети до 18 – бесплатно

24 октября