Театр в Москве: главные премьеры октября

Театр в Москве: главные премьеры октября

Осень в самом разгаре, и театры не сбавляют премьерный темп. Рассказываем, на какие спектакли стоит торопиться в первую очередь и почему.

«Строитель Сольнес»

«Школа драматического искусства»

Sdart.ru

Самую личную и загадочную пьесу Генрика Ибсена, автора «Пер Гюнта», покажут в режиссерской версии Евгения Закирова. Ученик Сергея Женовача, за плечами которого спектакль-хит «Палата № 6» в Театре Маяковского и «Гроза. Апокриф» в ШДИ, умеет ставить непредсказуемо, тонко и всегда очень лично. Вот и на этот раз пьесу-драму о стареющем архитекторе, потерявшем опору в мире и себе, он перепридумал как личный дневник.

В спектакле, помимо оригинального текста пьесы Ибсена, звучат фрагменты личных воспоминаний, размышлений, фантазий режиссера и артистов. Вслед за великим норвежским драматургом они обращаются к своему внутреннему миру — уязвимому, полному страхов и надежд. Жанр спектакля-исповеди, спектакля-психопортрета требует колоссальных актерских затрат. Большая удача, что Сольнеса в премьерном спектакле сыграет актер и режиссер Игорь Яцко. Художник спектакля Ирина Уколова создаст умопомрачительно красивое, многомерное пространство воспоминаний, сновидений и яви, которое откроется зрителю постепенно.

1, 26 октября


«Скучная история»

Театр имени Маяковского

Одна из самых долгожданных премьер сезона выходит в год 165-летия со дня рождения Антона Павловича Чехова. Его повесть о разочарованном в семейной жизни профессоре медицины Николае Степановиче ставит Денис Хуснияров. Мастер деликатной режиссуры, он умеет работать с большими-артистами, как очень немногие. На первом плане в его спектаклях оказывается именно актер, его способность тонко чувствовать и присваивать себе роль. В «Скучной истории» сыграют настоящие звезды — народный артист России Михаил Филиппов (Николай Степанович) и народная артистка России Евгения Симонова (Варвара Андреевна, жена главного героя). Увидеть их дуэт — мечта любого театрала, тем более в чеховском контексте.

По сюжету Николай Степанович понимает, что последний рубеж близок, и пытается найти внутреннее равновесие и примириться с родными, которые его раздражают. Битва с самим собой развернется в пространстве полумистическом, где перемешаются бессонница и кошмарные сны, реальность и вымысел. За визуальное решение отвечает художник Семен Пастух.

2, 3, 25 октября


«Ковчег 2»

«Сатирикон»

Satirikon.ru

Долгожданная премьера Гоши Мнацаканова, на чью «Красную Шапочку» в «Пространстве „Внутри“» и «Елизавету Бам» в «Сатириконе» не попасть. Новый спектакль модного молодого режиссера, чья безграничная фантазия и редкое на сегодняшней театральной сцене чувство юмора гипнотизируют с первой минуты, посвящен апокалипсису и попыткам людей выжить (точнее, улететь на Марс). Сам Гоша называет премьеру футуристической притчей. Придумал он ее вместе с молодыми артистами и художницей Варей Маценовой, выпускницей ВШСИ.

Такой сценографии в «Сатириконе» еще не было: история о космосе, роботах и вселенском одиночестве разворачивается на самом настоящем космодроме. Ракета на него прилетит и с него же улетит, а главным вопросом человечества все равно останется «как жить без любви и что делать, когда она есть?». В спектакле много музыки (Гоша Мнацаканов учился не только у Сергея Женовача, но и у Юрия Бутусова) — Цой, Боуи, Бах. И вся она звучит как реквием и ода мирозданию одновременно.

5, 6 октября


«Молодость все простит»

Театр на Таганке

Жизнь свердловской общаги в 1980-е — тема культового романа Алексея Иванова «Общага-на-Крови» и одноименного фильма Романа Васьянова. Молодой режиссер Александр Карпушин поставил перед собой амбициозную цель — рассказать историю становления и падения обитателей общаги языком театра. Карпушин — ученик Дмитрия Бозина, заслуженного артиста РФ, режиссера и в свое время главного актера Театра Романа Виктюка. Это от него он перенял любовь к эклектике, постиронии и танцам.

«Молодость все простит» — спектакль-триптих, где каждая часть решена в своем жанре. Помимо психологического трипа, зрителю обещаны «торжество площадного театра» и «предельная театральность кабаре». Карпушин предлагает попытаться ответить на один из вечных вопросов — «как не предать Бога и как остаться собой?». И рассуждает: «Мне кажется, всем нам родители говорили, особенно тем, кто, как и я, родом из маленьких городов или сел: выберешься из грязи, узнаешь жизнь, построишь свое будущее... какой-то побег за мечтой. И сразу возникает вопрос: а что такое грязь? Ведь, пройдя весь этот путь, я имею в виду путь, пройденный героями романа, понимаешь, что, может быть, то самое настоящее, чистое и живое было там, вначале, дома».

10, 11 октября


«Русская смерть»

«Среда 21»

Sreda21.ru/Маргарита Денисова

Спектакль мастера неожиданной формы Дмитрия Волкострелова — оммаж его прошлой работе 2022 года, одноименной постановке о феномене смерти в русской культуре. Тот спектакль стал последней частью «русской трилогии» Волкострелова, в которую также вошли «Русскiй романсъ» в Театре наций и «Русская классика» в «Приюте комедианта». Увы, постановку, в которой звучали описания смертей в самых разных художественных текстах, а зритель при входе получал свой номер на кладбище, успели сыграть всего несколько раз: Центр имени Мейерхольда закрылся.

Волкострелов не смог смириться и в конце концов решил сделать спектакль — воспоминание о спектакле. Сам он объясняет свою идею, как всегда, интригующе и загадочно: «Это не возобновление спектакля 2022 года, это не реконструкция спектакля, это не рефлексия режиссера, это не документальный спектакль, это не режиссерский стендап или ностальгия по прошлому, и это не автофикшн, работающий с темой травмы или постпамяти. А может быть — и все это вместе. Пока совершенно не понятно. Чтобы стало понятно, нужен диалог».

16, 17 октября


«Игра интересов»

РАМТ

Грандиозная премьера от художественного руководителя РАМТа Алексея Бородина, чья тяга к монументальности на сцене давно стала основой режиссерского стиля. Бородин ценит малоизвестную литературу, всегда открывая ее зрителю с самой неожиданной стороны. Для своей новой работы он выбрал иконическую пьесу нобелевского лауреата, испанца Хасинто Бенавенте-и-Мартинеса «Игра интересов» и драму английского драматурга Роберта Шерриффа «Конец пути». На первый взгляд, историю об окопной жизни Первой мировой и самый настоящий испанский фарс невозможно объединить. Но Бородин нашел театральный ход, о котором намеренно не рассказывает до премьеры.

О чем с уверенностью можно говорить уже сейчас? О сценографии Максима Обрезкова. Главный художник Театра Вахтангова снова сотрудничает с РАМТом («Усадьба Ланиных» худрука и «Сын» Юрия Бутусова — его рук дело), а это значит, что на сцене будет выстроен отдельный, поэтичный, глубокий и безоговорочно красивый мир. В главных ролях в спектакле худрука заняты любимые рамтовские «первачи» — Максим Керин, Нелли Уварова, Мария Рыщенкова и другие.

23, 31 октября


«Доктор Живаго»

Театр «Около дома Станиславского»

Okolo.ru

Одна из самых ярких представительниц современной режиссуры, ученица Юрия Погребничко и его уникального абсурдистского театра Саша Толстошева взялась за главное произведение Бориса Пастернака. После успеха «Сирано де Бержерака» в том же театре «Около» поклонников ее режиссерской поэтики сильно прибавилось.

Неопределенное место и время, потерянные герои-призраки, атмосфера далекой, едва уловимой чьей-то несбывшейся мечты. Никаких подробностей о будущей премьере нет (и это в традициях этого театра), тем не менее пропускать настоятельно не рекомендуем. Женское прикосновение к вечным и глобальным темам — судьба русской интеллигенции, духовное бессмертие и, наконец, любовь на страшном фоне века-волкодава — наверняка будет очень нежным и честным.

23, 24 октября

Текст: Наталья Витвицкая

Звездные новости, рецепты столичных шеф-поваров и последние тренды — на «Дзене»

Подписаться

04 октября