Полчаса на культуру: как смотреть выставку «Надел что было» в «нехорошей квартире»

Полчаса на культуру: как смотреть выставку «Надел что было» в «нехорошей квартире»

В музее Михаила Булгакова на Большой Садовой до 14 ноября идет камерная выставка, где мода 1920–1930-х годов становится ключом к пониманию всей эпохи. Экспозиция покажет, как одевались во времена создания главного романа писателя «Мастер и Маргарита». Мы побывали на выставке, которую запросто можно обойти всего за полчаса, и рассказываем, на что тут точно стоит обратить внимание.

Кратко

Проект превращает булгаковский роман в исследование моды 1920–1930-х. Кураторы — историк Ася Аладжалова и заведующая научно-просветительским центром музея Елена Михайлова — воссоздают материальный мир эпохи через одежду и образы героев. Увидите не только костюм и очки в черепаховой оправе, как у Берлиоза, но и черное шелковое платье, как у Маргариты. В январе 2024 года музей Булгакова уже показывал костюмы из экранизации «Мастера и Маргариты» Локшина и делал выставку про стиль самого писателя.

Евгений Чуксеев/пресс-служба Музея Михаила Булгакова

Выставка получилась небольшой: занимает всего одну комнату квартиры. Экспонатов немного, так что обойдете ее за полчаса.


О чем выставка

В 1920-е годы советская модная индустрия переживала настоящий бум. Страна активно открывала новые фабрики, создавала дома моды и экспериментировала с тканями и дизайном. Правда, красивая и стильная одежда оставалась роскошью — массово производили в основном простые и однотипные вещи.

Михаил Булгаков говорил: «Человек плохо одетый — пропал». Писатель и сам всегда следил за своим стилем — даже в трудные времена, а уж когда появились деньги, стал совершать покупки, например, в магазинах на Кузнецком Мосту и в Торгсине на Арбате, а еще заказывал одежду у портных. Его окружение тоже было модным: друзья-художники создавали эскизы для ателье, а жена Елена Сергеевна, прототип Маргариты, считалась одной из самых красивых женщин Москвы.

Евгений Чуксеев/пресс-служба Музея Михаила Булгакова

«В разных редакциях романа Булгакова мы видим, какой была мода, как она менялась, что происходило с легкой промышленностью в стране. Выбирая экспонаты, мы ориентировались на эти описания, ставшие бесценным материалом для изучения истории моды конца 1920-х — конца 1930-х — периода написания романа», — рассказывает Ася Аладжалова, куратор выставки


Как смотреть

Выставка получилась камерной и стала частью «нехорошей квартиры» на Большой Садовой, так что их нужно посещать вместе. Осмотр начните с реплики печатного издания Vogue сентября 1938 года. Дальше двигайтесь к трем стеклянным кубам, где увидите флакон от парижских духов Guerlain художницы Киры Мосяковой. Она была знакома с женой Булгакова и в 1930-х создавала эскизы платьев для легендарного московского ателье Надежды Ламановой. Здесь же представлены металлические броши из Западной Европы из личной коллекции Аси Аладжаловой, куратора выставки.

Евгений Чуксеев/пресс-служба Музея Михаила Булгакова

Далее обратите внимание на стены: там развешаны фотографии писателя и его друзей. Например, Нины Габрилович, соседки Булгакова в доме в Нащокинском переулке. А еще прочитаете, как жеваные брюки Ивана Бездомного ломали привычные нормы городской одежды, а клеенчатая зеленая сумка была предметом роскоши для большинства советских женщин.

Самый большой экспонат — стеклянный стенд с коллекцией одежды: нижнее белье, черное шелковое платье Маргариты, туфли и дамские сумки. В финале выставки — композиция из фотографий приятелей Булгакова и текстовых вставок про предметы нарядов: например, узнаете, что клетчатый кургузый пиджачок (такой носил Коровин в романе) был не костюмом на все случаи жизни, а частью спортивного гардероба.

Смело идите на выставку и не бойтесь «нехорошей квартиры». Только предупреждаем: после визита захочется либо носить шелковые платья, как Маргарита, либо срочно искать очки в черепаховой оправе, как у Берлиоза.


Еще несколько камерных выставок

Если вы из тех, кто не любит долго ходить по музеям, вот вам пара выставок, на которые можно закладывать не больше часа.

  • «Внутри города. Искусство архитектурного макета»

  • Выставка в центре «Зотов» посвящена макету как самостоятельному искусству. Самый необычный экспонат — деревянный макет Москвы. Он состоит из модулей: когда что-то в городе сносили, исчезала и соответствующая фигурка — так многие исторические элементы были утрачены. Но кое-что уцелело: например, миниатюрную гостиницу «Россия» вы тоже можете увидеть на экспозиции.

    Предоставлено пресс-службой


  • «Ольга Чернышева. Улица Сна»

  • Целый зал работ художницы, вдохновленных чеховской «Степью», в «ГЭС-2». Это не иллюстрации к повести, а, скорее, созвучные образы и мотивы. Полотна в пространстве без перегородок парят в воздухе и лежат на поверхностях, создавая общую инсталляцию. Здесь нет правильного начала экспозиции — каждый выбирает его сам.

    Даниил Анненков


Все самое интересное — у нас в Telegram

Подписаться