6 важных работ 8-й Московской биеннале современного искусства

В столице стартовала 8-я Московская международная биеннале современного искусства, куратором которой впервые стал оперный режиссер – Дмитрий Черняков. Основная экспозиция открылась в Новой Третьяковке, в западном крыле, там, где раньше был ЦДХ. Представлены полсотни работ 33 художников из 11 стран (непривычно мало для события такого уровня). Причем большую и самую яркую часть составили работы классиков ХХ века из коллекции венского музея Альбертина. Следом на разных московских площадках откроются еще 34 выставки, в том числе в галереях ГУМ-Red-Line и RuArts, в Музее современного искусства и в «Царицыне». Но с основным проектом они никак не связаны. Пообщались с создателями выставки и выбрали самые интересные арт-объекты основного проекта.

Альбертина и «белый город»

Новая Третьяковка, западное крыло

Крымский Вал, 10

Полноправным партнером биеннале в этом году впервые стал большой мировой музей Вены – Альбертина. В Москву из Австрии привезли треть из участвующих в основном проекте работ, включая произведения Георга Базелица, Герхарда Рихтера, Стефана Балкенхола, Алекса Каца. По замыслу куратора, оперного режиссера Дмитрия Чернякова, они представлены в творческом диалоге с произведениями современных российских художников. «Всегда трудно показывать современные арт-объекты – в любой стране, Австрия не исключение. Так что мы хотели соединить классических модернистов и наших современников, чтобы смелее взглянуть на искусство», – рассказал Клаус Альбрехт Шредер, директор музея Альбертина.

Наших художников на выставке 12, от Александра Бродского и Андрея Кузькина до Натальи Ситниковой и Марии Суворовой: все готовили проекты специально к биеннале. Также в экспозиции работы авторов из США, Китая, Германии, Италии, Нидерландов, Азербайджана, Саудовской Аравии и Бахрейна.

Тема нынешней биеннале – «Ориентирование на местности», поэтому пространство выставки, созданное архитектором Сергеем Чобаном, напоминает «белый город»: оно поделено на отдельные павильоны-дома, между которыми можно перемещаться, как по улицам. «Основная идея – движение разными путями. Мы не ограничиваем посетителя каким-то одним маршрутом – никаких стрелочек, как в типичном музее. Каждый мир похож на отсек, со своей формой и содержанием. Где-то диалог художников признанных и молодых, где-то, напротив, монолог», – объясняет архитектор.

6 важных работ 8-й Московской биеннале современного искусства
Юлия Музыкантская
президент Московской международной биеннале современного искусства
Каждый куратор создает свой мир, наполняя его тем, что ему нравится и о чем он предлагает задуматься зрителю. Черняков, будучи театральным режиссером, привнес в наше пространство элемент неожиданности и драматургии. Получилась выставка-приключение, в которой ты не знаешь, что тебя ждет за поворотом, поднимая очередную занавеску и погружаясь в мир нового художника.

Андрей Кузькин «Молельщики и герои»

6 важных работ 8-й Московской биеннале современного искусства

Фото: Михаил Голденков / The City

Каждая из 1 104 фигурок, созданных из хлебного мякиша, размещена на отдельной полочке в молитвенной позе, а головы тех, что ближе к зрителю, облиты кровью художника – на шесть статуэток хватило половины литра. По словам Кузькина, он создавал свою работу в течение трех лет. «Здесь я соединил христианский символизм, потому что хлеб – символ тела Иисуса, и русскую тюремную традицию лепки из мякиша», – говорит художник. Художник считает, что хлеб, нагруженный в русской культуре сакральным смыслом, – самый подходящий материал для изображения тела человека и его души, изменяющейся и страдающей. Кузькин, работа которого на биеннале висит в одном павильоне с холстами Георга Базелица, начинал с абстрактных пейзажей, затем перешел к инсталляциям. Параллельно увлекся перформансом, удачно дебютировав в этой области на биеннале молодого искусства в Москве в 2008 году: привязав себя веревкой к центру бассейна с жидким бетоном, он ходил по кругу, пока масса застывала.


Рашид аль Калифа «Лабиринт»

6 важных работ 8-й Московской биеннале современного искусства

Фото: Михаил Голденков / The City

Одно из главных воплощений темы этого года – «Ориентирование на местности». В ярком лабиринте можно побродить, да и селфи в нем получаются отличные. Рашид аль Калифа, член королевской семьи Бахрейна, занимается искусством с 16 лет. Его «Лабиринт» осенью прошлого года выставлялся в лондонской галерее Saatchi: по словам шейха, работа вдохновлена традиционным элементом арабской архитектуры – машрабиями, закрывающими окна домов деревянными узорными решетками.


Халла Бинт Кхалид «Жена – это… А муж – это ...»

6 важных работ 8-й Московской биеннале современного искусства

Фото: Михаил Голденков / The City

Детская писательница и мать пятерых детей, художница из Саудовской Аравии создает провокационные работы, посвященные современным понятиям брака и гендерным границам. С юмором, доходящим до беспощадности, она препарирует социальные и культурные стереотипы, связанные с интимными отношениями и институтом брака, как и в этой работе. Автомат с младенцами, стоящий на розовых туфельках, символизирует женщину, которая должна «выдавать» детей, тогда как пару ей составляет супруг-банкомат, чья основная роль – финансово обеспечивать семью и потомство. Инсталляция выставлялась в этом году на выставке Art Paris в Гран-Пале. «Мой отец в 70-х годах был министром образования в Саудовской Аравии: он настаивал, чтобы я стала врачом или преподавателем. А я с 10 лет видела себя только художником, пытаясь сначала копировать стиль Ван Гога и его знаменитые «Подсолнухи», – рассказывает Бинт Кхалид.


Герхард Рихтер. «Абстрактное изображение №611-1»

6 важных работ 8-й Московской биеннале современного искусства

Фото: Михаил Голденков / The City

Самый дорогой из ныне живущих художников Европы, 87-летний Герхард Рихтер обижается на журналистов, делающих акцент на заоблачной стоимости его произведений (его рекорд с 2015 года – 46,3 миллиона долларов). Начинал он с настенных, почти фресковых росписей, а сейчас наиболее известны его «размытые» картины, одна из которых как раз представлена на Московской биеннале. Создав фотографически точное изображение, он проходится по его поверхности огромным шпателем. «Я размываю изображения, чтобы они выглядели созданными не художественным или ремесленным образом, а технологично, плавно и безупречно», – говорит художник.


Александр Бродский «1992. Дороги»

6 важных работ 8-й Московской биеннале современного искусства

Фото: Михаил Голденков / The City

Художник-архитектор (так он сам себя называет) Александр Бродский в прошлом году по приглашению Марины Лошак переделал советский кабинет директора Пушкинского музея в необычное двухэтажное пространство. Его «Ротонда» – самый популярный объект Никола-Ленивца, а «Приют одинокого шахматиста» – сарай с фирменным «пьяным» наклоном – отлично приняли на архитектурной биеннале в Венеции в 2016-м. Его объекты на первый взгляд кажутся незамысловатыми: из старых вещей, мусора и других материалов он создает особую атмосферу. Так, заходя в павильон его инсталляции «1992. Дороги», посетитель совершает путешествие во времени, оказываясь в подземном переходе, где крутится видео с играющими уличными музыкантами, снятое в Москве 90-х.


Фан Лицзюнь. «2004. 09. 30»

6 важных работ 8-й Московской биеннале современного искусства

Фото: Михаил Голденков / The City

Один из самых известных и успешных китайских художников, чьи работы хранятся в коллекциях MOMA в Нью-Йорке, в Центре Помпиду в Париже, Шанхайском художественном музее, венской Альбертине. На аукционе Sotheby's в Гонконге в 2005 году одна из картин Фана ушла за 7,6 миллиона долларов. Он считается ярким представителем «циничного реализма» – течения, возникшего в Китае после 1989 года и связанного с недовольством правительством. Постепенно острый протест в работах Фана сменяется более сложным отражением действительности, а сам художник, родившийся в обеспеченной семье, становится еще и бизнесменом: в 2000-х открывает в Пекине ресторан, разросшийся до небольшой сети. Его картины легко узнать благодаря характерным лысым героям. Сам художник объясняет свою склонность тем, что такие люди для него стали символом «обезличенного» китайского общества, «в котором всех равняют под одну гребенку». А еще есть личные причины: Фан – маниакальный приверженец бритья головы. Название его работы на Московской биеннале, как нетрудно догадаться, – день, в который картина была создана.


Параллельная программа и лекции

В Параллельной программе биеннале – 34 выставки, которые будут проходить в музеях города почти три месяца. Среди участников ММОМА, музей-заповедник «Царицыно», галерея ГУМ-Red Line, Дарвиновский музей и другие. Все проекты объединены в бесплатном мобильном приложении с картой выставок и подробной информацией о них.

Также в рамках биеннале пройдут открытые лекции. О развитии современного искусства расскажут директор Эрмитажа Михаил Пиотровский, директор Мультимедиа Арт Музея Ольга Свиблова и другие эксперты. Также в образовательную программу войдут показы документальных фильмов о творчестве художников XX века: Анатолия Зверева, Ильи Кабакова и Эрика Булатова.


Новые технологии

Совместно с «Яндексом» организаторы подготовили мультимедийный гид по биеннале, причем в трех видах – обычном, детском и профессиональном. С ним можно ознакомиться заранее или скачать уже в Третьяковке. Кроме того, на каждом арт-объекте размещен QR-код, с помощью которого можно получить дополнительную информацию.


До 22 января
Билеты: взрослый – 400 рублей, льготный – 200 рублей

31 октября