Историческое кино: почему мы любим костюмированные фильмы и сериалы

Историческое кино: почему мы любим костюмированные фильмы и сериалы

В связи с выпуском трейлера нового сезона «Бриджертонов», который выходит в январе 2026 года, мы решили пройтись по теме костюмированного кино. Кинокритик Иван Афанасьев рассуждает, почему мы вообще его смотрим и любим. И наоборот.

Почему «Слово пацана» — это тоже костюмированный сериал

Когда в голове всплывает термин «костюмное кино», интуиция сразу рисует балы, кринолины, свечи и, конечно, страстные взгляды красивых людей с диковинными прическами посреди помпезных дворцовых интерьеров. Кроме того, в основном под этим термином подразумевается и определенный период (до XX века чаще всего, в Викторианскую эпоху — Средневековье). Но костюмность — это не столько про конкретное время, сколько про осмысление ушедшей эпохи. Согласитесь, при словах «Франция XIX века» у вас автоматически всплывают в голове конкретные образы?

Кадр из сериала «Слово пацана»

Любой фильм или сериал, где одежда, интерьер, манеры и диалоги сознательно воссоздают исторический период, уже можно назвать костюмным. В этом смысле даже нашумевшие проекты про Россию 1990-х с их специфической модой и атрибутикой являются таковыми. Да, представьте себе, условное «Слово пацана» — это тоже костюмная драма!


«Бриджертоны» как второе дыхание костюмированных сериалов

Проект хитмейкера Шонды Раймс в каком-то смысле заново открыл эту категорию для массовой аудитории, став, с одной стороны, неожиданным, с другой — напротив, закономерным хитом, который критиковали и хвалили за одно и то же (чаще всего за эксплуатацию стилистики Британии XIX века).

«Бриджертоны» — это чистой воды кэмп, торжество формы над содержанием, где пестрая стилистика используется исключительно ради стилистики, полностью вычеркивая какую-либо историческую достоверность (вспомним хотя бы расовое разнообразие британской аристократии XIX века).

Кадр из сериала «Бриджертоны»

На другом полюсе находится более солидный и серьезный образец жанра — «Аббатство Даунтон». Этот сериал, посвященный жизни аристократической семьи Кроули и ее слуг в начале XX века, строго, почти документально воссоздает эпоху, фокусируясь на социальных переменах, традициях и тонкостях классовых различий. Если «Бриджертоны» — это кричащий праздник, даже карнавал в масках, то «Аббатство Даунтон» — элегантный, продуманный до мелочей прием с серебряными приборами. Также к этой строгой категории можно отнести, например, «Корону» или «Тюдоров».

Кадр из сериала «Корона»

В России, кстати, костюмное кино — ходовой товар, особенно на ТВ, но мало какой сериал можно назвать хотя бы относительно точным с точки зрения историчности. На ум приходят разве что — неожиданно — «Ликвидация» и «Оттепель», вообще строго завязанные на событиях XX века (плюс уже упомянутое «Слово пацана»).


В чем же кроются причины всеобщей любви к переодеваниям и путешествиям во времени

Главная и самая очевидная причина — любовь к красоте. Костюмные драмы — это прежде всего визуальное пиршество. Пышные платья, изысканные интерьеры, симметрия и величие предлагают эскапизм и уход от серой повседневности в мир, где красота — часть быта, а не роскошь. Также жанр эксплуатирует ностальгию по «прекрасному прошлому», в котором на самом деле никто никогда не был: многие из нас росли на сказках о принцах, принцессах, королях и подвигах.

Кадр из фильма «Унесенные ветром»

Но есть и другая сторона. Когда костюмное кино становится умным, по возможности приближенным к исторической правде, оно часто бывает разговором не столько о том времени, сколько о современности. Например, сериал о жизни королевы, которая борется за власть в мужском мире, на самом деле говорит об актуальных вопросах гендера и «стеклянного потолка». Костюм — лишь ширма, позволяющая поднять острые социальные вопросы, избегая прямого конфликта с современностью. Далеко даже ходить не надо: в Голливуде 1930-х, когда Америка переживала Великую депрессию, вышли такие шедевры, как «Унесенные ветром» и «Иезавель», а в 1950–1960-е, в послевоенное время, а также период перехода на ТВ, продюсеры старались заманить зрителей в опустевшие кинотеатры пеплумами (жанр исторического кино. — Прим. ред.) вроде «Бен-Гура» и «Десяти заповедей».


Какие костюмированные драмы требует зритель

На одном конце спектра — фильмы и сериалы про любовь в красивых интерьерах, как, например, в «Бриджертонах» или их собрате «Позолоченном веке». Зритель ждет от них красивостей и хеппи-энда.

На другом конце — более строгие, исторически детализированные полотна вроде «Тюдоров» и «Аббатства Даунтон». Здесь ценится проработка характеров, точность в деталях и социальный комментарий.

А бывают и совсем радикальные, авторские примеры, которые используют эпоху как холст для живописи. Классический случай — «Мария-Антуанетта» Софии Копполы. Это фильм, который намеренно соединяет напудренные парики XVIII века с музыкой группы The Cure и обувью Converse, превращая исторический портрет в манифест о современном подростковом бунте и одиночестве.


Топ-5 новых костюмированных проектов

«Вождь войны». Монументальная историческая драма на неожиданную тему — объединение Гавайев в XIX веке. В главной роли Джейсон Момоа, который также написал сценарий и спродюсировал сериал.

Кадр из фильма «Вождь войны»

«Дом Гиннессов». «Наследники» XIX века — о, собственно, детях и наследниках Бенджамина Гиннесса, которые грызутся друг с другом за право владеть его пивоваренной империей.

Кадр из сериала «Дом Гиннессов»

«Дом Давида». Еще один «дом», в этот раз про основание израильского государства и его царя — помазанного пророком Самуилом пастуха Давида. Сценарист — Джонатан Уокер, ответственный — внезапно — за сериального «Ван Хельсинга»

Кадр из сериала «Дом Давида»

«Король и завоеватель». Брутальная, хотя и очень вольная в обращении с фактами историческая драма про борьбу за престол в Англии XI века. В главных ролях — звезда «Игры престолов» Николай Костер-Вальдау и Джеймс Нортон из «Дома Гиннесса».

Кадр из сериала «Король и завоеватель»

«Хроники русской революции». Монументальная драма Андрея Кончаловского о том, как зародилось советское государство. С усатым Юрой Борисовым в главной роли, Никитой Ефремовым и кучей других звезд.

Кадр из сериала «Хроники русской революции»

Иван Афанасьев

Все самое интересное — у нас в Telegram

Подписаться

19 октября