На днях в Orekhov Gallery открылась выставка Саввы Савельева «Изумрудные пруды». Ироничные и символические полотна, ковры и арт-объекты буквально заставляют вас нырнуть в изумрудную пучину. Последние несколько лет Савва работает исключительно с этим цветом – исследует его природу и синхронизирует с текстами. Поговорили с художником о процессе создания полотен, комплиментарных сравнениях и тех людях, которым точно понравится его выставка.
Изумрудный цвет у всех рождает самые разные ассоциации. От морской пучины и деревьев до сказки Волкова и чемоданов, набитых долларами. Ты наверняка выбрал его неспроста. Расскажи почему?
Я с изумрудным цветом работаю последние несколько лет и пока лучше него из цветовой палитры так ничего и не встретил. Каждый раз, когда я захожу в художественный магазин купить краски и беру там в руки желтый или оранжевый, или какой-то другой цвет, то в итоге я их оставляю на полке и выхожу из магазина с пятью–семью тюбиками «изумрудной зеленой». Для меня это медитация в некотором роде – выдавливать изумрудную краску на холст и размазывать ее бесконечным количеством слоев. Я думаю, что это помогает мне не сойти с ума. Не процесс, а именно цвет. Кому-то психоаналитик помогает, а мне – изумрудный цвет.
Как ты работал над этими картинами? Расскажи, как устроен твой творческий процесс. Это рутина, мучение или, наоборот, как вспышка – все происходит очень быстро?
На самом деле, я довольно кропотливо отношусь к каждой работе, каждому сюжету и всегда сначала делаю эскизы. Поэтому не могу сказать, что это какая-то вспышка. Как щелчок – приходит идея. А работа над тем, чтобы воплотить ее в жизнь, она происходит не быстро. Я крайне придирчиво отношусь к своим работам, стараюсь, чтобы они были, как мне кажется, идеальными. Потому для меня очень важна каждая деталь: композиция, пропорции, геометрия.
В твоих работах много иронии, юмора и символизма. Как родились эти идеи, что было тем самым щелчком?
Все завязано на журналистике, как мне кажется. Потому что я много лет отработал журналистом, для меня очень важно слово. И изучение сочетания слова с цветом – это и есть предмет моего искусства. Как те или иные слова играют с тем или иным цветом, с теми или иными формами? У меня бывают моменты, когда я зацикливаюсь на каком-то слове или фразе, и потом уже к ним начинают рождаться визуальные образы. Поэтому своего рода я продолжаю заниматься журналистикой, но только «цветовой журналистикой», назовем это так.
Когда появляется новый молодой абстракционист, все пишут: «О, новый Кандинский», –потом появляется новый «Уорхол, Ротко или новая Абрамович». Сравнение с каким художником было бы для тебя комплиментом?
С одним из талантливейших художников ХХ века – Леонидом Владимирским. Это потрясающий художник, который известен широкому кругу людей как иллюстратор книги «Волшебник изумрудного города» Смирнова. А затем он иллюстрировал и «Желтый туман», «Огненный бог марранов», «Семь подземных королей» – всю серию сказок про Элли, Тотошку, Железного дровосека и их друзей. Я считаю, что это просто гениальный художник, и если бы кто-то сказал, что я хотя бы на три миллиметра приблизился к гению Леонида Владимирского, я бы был просто счастлив.
Ты был издателем, продюсером, играл в кино, театре, занимался режиссурой, музыкой, устраивал перформансы, писал сценарии. Есть ли что-то, что ты еще не успел сделать, но очень бы хотел?
Играть в кино я продолжаю, театром тоже занимаюсь, режиссурой, музыкой и перформансом, по-прежнему пишу сценарии. Мне кажется, на очереди стоит область кулинарии и гастрономии. Я в домашних условиях экспериментирую и готовлю, но наверное, рано или поздно это превратится в какое-то публичное дело. Посмотрим.
Один из вопросов, которые ты задаешь зрителю: «Как случилось, что прежние дни были лучше этих?» Как бы там на него ответил?
Я бы ответил: «Се ля ви – такова жизнь». Но это не мой вопрос, это цитата из Екклесиаста. Как и на другой работе. Кому достанутся все труды мои? Этим вопросам уже тысячелетия, они вечные. Но ответы на них до сих пор ищет каждый. Я помещаю их на изумрудные холсты, и получаются такие «мирные транспаранты».
Если бы тебя попросили сказать, о чем твоя выставка, но коротко, в трех словах. Что получилось бы?
Все просто – это про любовь, любовь и любовь. А если бы спросили: «Кому понравится твоя выставка?» – я бы ответил: «Людям, которые любят». И на вопрос с полотен: «Кому же в итоге достанутся все труды твои?» – я ответил бы так же: «Людям, которые любят».
Выставка «Изумрудные пруды» продлится до 9 декабря
Orekhov Gallery
Колокольников переулок, 2
Вторник – суббота: 12:00–20:00
31 октября, 2019