Многоликий Владимир Татлин: топ-5 экспонатов на новой выставке в «Зотове»
Башня-утопия, птица-самолет и эскизы для Дягилева — это можно увидеть на ретроспективе художника Владимира Татлина в центре «Зотов». Авангардист не ограничивал себя одним видом искусства: он создавал макеты, писал картины и рисовал плакаты. Сходили и выбрали пять интересных экспонатов, которые нужно успеть увидеть.
О чем выставка
Владимир Татлин — ключевая фигура русского авангарда, художник-инженер, который радикально изменил подход к искусству. Он первым начал работать с «некрасивыми» утилитарными материалами и создал новый жанр — контррельеф, положивший начало современному объектному искусству. Его утопические проекты, от башни III Интернационала до «Летатлина», предвосхитили идеи кинетической архитектуры, промышленного дизайна и арт-инсталляций. Татлин видел в художнике создателя будущего — и его влияние до сих пор чувствуют архитекторы, дизайнеры и современные художники во всем мире.

Предоставлено пресс-службой центра «Зотов»
Многие работы Татлина не сохранились, а уцелевшие разбросаны по разным музеям и частным коллекциям. Поэтому эта ретроспектива стала результатом большой исследовательской работы — кураторы собрали ключевые произведения художника из всех доступных собраний, чтобы впервые показать его путь целиком.
«Летатлин»
Созданный в конце 1920-х, орнитоптер Татлина — не просто экспериментальный летательный аппарат, а попытка соединить человека и машину так же органично, как природа соединяет птицу и крыло. Работая в мастерской на колокольне Новодевичьего монастыря, художник изучал механику полета птиц и подбирал природные материалы: ясень, лозу, шелк, кожу, китовый ус. Пилот должен был управлять аппаратом только мускульной силой — полный отказ от двигателя ради чистой пластики движения.

Предоставлено пресс-службой центра «Зотов». Фото: Евгения Баранова
Представленный публике в 1932-м и испытанный год спустя, «Летатель» оказался технически смелым, но требующим доработок. Однако для Татлина это и не было главной целью. Его «Летатлин» (как он сам называл аппарат) стал воплощением идеи идеального союза искусства, технологии и живой природы — утопической, но красивой попытки подарить человеку собственные крылья.
«Башня Татлина»

Предоставлено пресс-службой центра «Зотов». Фото: Евгения Баранова
Второе название башни — «Памятник III Интернационалу». Главный утопический символ русского авангарда. Татлин задумал ее как антипод Вавилонской башни — не монумент разобщения, а архитектурную мечту о новом единстве людей. Высотой в 400 метров, выше Эйфелевой башни, она должна была состоять из двух гигантских стальных спиралей, внутри которых вращались бы стеклянные объемы — куб, пирамида, цилиндр и полусфера, каждый со своей скоростью: один оборот в год, месяц и сутки. Это не просто макет здания, а модель нового мира, где архитектура, техника и идеология соединяются в одном движении.
Эскизы к опере Михаила Глинки «Жизнь за царя»
Его дебют — оформление народной драмы «Царь Максимилиан и его непокорный сын Адольф» (1911). Татлин придал спектаклю балаганный, ярмарочный размах: декоративные маски, костюмы с геометрическими орнаментами, древнерусские мотивы, лубочные панно. Это был один из первых опытов переноса авангардных принципов в театр.

Предоставлено пресс-службой центра «Зотов». Фото: Евгения Баранова
После успеха он берется за большой, хотя и не заказной проект — рисует эскизы оформления оперы Глинки «Жизнь за царя». Татлин даже показал их Сергею Дягилеву, чтобы тот взял его в художники-оформители, но создатель «Русских сезонов» не оценил эти эскизы.
«Стул»

Предоставлено пресс-службой центра «Зотов». Фото: Евгения Баранова
Татлин был не только выпускником ВХУТЕМАСа (здесь учились Александр Дейнека и Илья Машков), но и преподавателем этих мастерских. На выставку привезли работу его студента Николая Рогожина. Стул сделали из дерева и металлических труб, которые специально гнули в процессе. Такой элемент мебели создавался с точки зрения физиологии человека. Но этот проект не был применен на практике. Однако работа ученика Татлина повлияла на эргономический дизайн — его идеи развивали дальше в ХХ веке.
«Башня»

Предоставлено пресс-службой центра «Зотов». Фото: Евгения Баранова
Татлин всегда задумывался, кто полюбит его картины и изобретения. В итоге творчество авангардиста повлияло на других художников. Например, на выставку привезли необычную инсталляцию Валерия Кошлякова, который как раз и вдохновлялся «Башней Татлина» при создании своих металлических конструкций.
Фото: Госкаталог
26 ноября




