Клод Моне, Поль Гоген и Каспар Давид Фридрих: как снег и холод покорили искусство XIX века
Снега все нет и нет, а мы его очень ждем! Поэтому для воскресного чтения выбрали отрывок про зиму в искусстве XIX века, восприятие которой кардинально изменилось. Если раньше снег был угрозой, то для Моне он стал вызовом для изучения света. Публикуем отрывок из книги Бернда Бруннера «Жажда зимы. Снег и лед в культуре и искусстве», которая вышла в издательстве АСТ.
Постепенно зиму стали любить больше, ужасы холода и льда предстали в ином свете. Катание на коньках благодаря усовершенствованию лезвий и ботинок, безусловно, сыграло роль в этой перемене. В 1795 году художник сэр Генри Ребёрн написал пресвитерианского священника из Кэнонгейт Кирк на льду. Даже если вы не сразу вызовете в воображении образ «Преподобного Роберта Уокера, катающегося на коньках на озере Даддингстон» — это самое известное шотландское произведение искусства. Тонкий юмор, вплетенный в изображение безупречно одетого, благочинного члена духовенства, настолько идеально балансирующего на коньках, что он почти танцует на льду, делает картину незабываемой.

Генри Ребёрн. Преподобный Роберт Уокер, катающийся на коньках на озере Даддингстон. 1795
Иногда творческие люди переплетали чужие идеи с собственными наблюдениями.
Судьба художника Каспара Давида Фридриха была навсегда связана с зимой после того, как его брат Иоганн Кристофер утонул в этот сезон в 1787 году. Неясно, катался ли Иоганн в тот момент на коньках — точные обстоятельства смерти до нас не дошли, но говорят, что Фридрих чувствовал ответственность за гибель брата. Увлечение зимой и пейзажами севера (или теми, какими они представлялись художнику) пронизывает творчество Фридриха. Снег для него, похоже, символизировал смерть.
Хотя Фридрих и выражал желание отправиться на север, вплоть до Исландии, так далеко он не добрался, но это не помешало ему писать эффектные арктические пейзажи. Сделав наброски ледяных образований около своего дома на реке Эльбейн в 1821 году, в 1823–1824 годах Фридрих написал картину «Полярное море» — зубчатые, возвышающиеся массы льдин, среди которых едва различимы застрявшие обломки перевернувшегося парусного судна. Художник вполне мог быть вдохновлен картиной Иоганна Карла Энслена, изображающей зимовку экспедиции на Северный полюс, которая вызвала значительный интерес в Дрездене в 1822 году, и экспедицией Уильяма Эдварда Парри 1819–1820 годов по поиску Северо-Западного прохода, которую пришлось прекратить из-за непреодолимого пакового льда. Картина Фридриха, возможно, даже изображает корабль Парри, застрявший во льдах (хотя то судно благополучно пережило зиму). Учитывая обстоятельства, команда Парри неплохо провела время: у них имелись достаточные запасы, и они организовывали различные мероприятия, чтобы скоротать долгие полярные ночи.

Каспар Давид Фридрих. Полярное море. 1823
Два французских художника, Клод Моне и Поль Гоген, тоже обращались в своем творчестве к северу и снегу; популярность шведских авторов, таких как Август Стриндберг и Генрик Ибсен, пробудила интерес французских мастеров к Скандинавии. Но ни один из них не задержался на зимней теме надолго.
Моне провел два холодных месяца в 1895 году в Норвегии, рисуя фермерские дома, заваленные снегом. Это было непросто, так как снег мешал художнику передвигаться. Он не умел ходить на лыжах, а в отдаленные уголки страны без них добраться было нелегко, и выбор мотивов для Моне был ограничен. За три недели он так и не закончил ни одной картины. Но в художественной колонии «Бьёрнегор» в Сандвикене он наконец нашел благоприятные условия для работы.

Клод Моне. Снег в Аражантёе. 1875
Моне пришел к выводу, который, возможно, даже сам нашел удивительным, учитывая, что именно снег и его воздействие на свет привлекли его сюда в первую очередь: «Эта страна, несомненно, бесконечно прекраснее без снега или, по крайней мере, если его не так много».
Однако он написал 70 сцен, в которых деревянные норвежские дома, выкрашенные в красный цвет, образуют прекрасный контраст со снегом.
«Я стою по шею в сугробе, работаю над целой серией картин и боюсь только, что погода изменится. Я спешу и усердно работаю», — отчитывался Моне в письме.
Тем временем Гоген последовал за женой-датчанкой по имени Метте в Копенгаген, где провел шесть месяцев в 1884–1885 годах. Однако для него север был лишь временной остановкой: он вернулся во Францию, прежде чем отправиться на Таити, ставшем для него райским уголком. Примерно в то же время европейские художники знакомились с японской ксилографией и разрабатывали совершенно новую интерпретацию зимы. Отдельные художники, в первую очередь Клод Моне и Винсент Ван Гог, создавали произведения искусства в духе японизма, что привело к революции в композиции и перспективе. Гравюры из Японии XIX века со свежими цветами, простыми материалами и композициями, которые так сильно отличались от западной традиции, зажгли воображение британских и американских художников. Это влияние сохранилось и в XX веке.

Поль Гоген. Бретонская деревня в снегу. 1886
Фото: Лукас ван Фалькенборх. Зимний пейзаж близ Антверпена во время снегопада. 1575
07 декабря



