Выдающийся и забытый: почему нужно сходить на выставку Истомина в Третьяковке

В Новой Третьяковке уже полмесяца идет выставка Василия Поленова. В ближайшие и следующие выходные посмотреть на работы известного живописца будет не так просто: на сайте билетов уже нет, а на входе очереди. Но в Инженерном корпусе Третьяковки есть еще одна достойная экспозиция – выдающегося художника и педагога Константина Истомина. Только вот желающих взглянуть на его полотна в разы меньше. А жаль, с его творчеством стоит познакомиться.

Школа художества, тюрьма и война

Выдающийся и забытый: почему нужно сходить на выставку Истомина в Третьяковке

Истомин К.Н. «Зима. Надя», 1928 год

Третьяковская галерея, Инженерный корпус

Лаврушинский переулок, 12

Живописью Истомин заинтересовался еще в детстве. Начал ходить и в гимназию, и в художественную студию. Но в 18 лет продолжить обучение живописи не смог – попал в тюрьму за участие в рабочих демонстрациях 1905 года. Летом 1906-го Истомин был освобожден и сразу отправился в Германию – учиться мастерству в школу художника Шимона Холлоши. В Европе он задержался лишь на пару лет и уже в 1909 году вернулся на Родину – поступил на искусствоведческое отделение МГУ. Потом случилась Первая мировая война, где он воевал в артиллерии, был контужен, а следом и Гражданская, из строя которой он быстро выбыл, заболев тифом. Вспоминая о Гражданской войне, автор создал графическую серию «Красная армия в Донбассе». Истомин был плодовитым автором (но писал в основном «для себя»), а одно время даже совмещал работу художника и преподавателя ВХУТЕМАСа с военными командировками. Но его творчество так и осталось незамеченным.


Комната с большим окном и любимая натурщица

Выдающийся и забытый: почему нужно сходить на выставку Истомина в Третьяковке

Истомин К.Н. «В комнате (у окна)», 1928 год

Самая известная работа Истомина – «Вузовки» (находится в постоянной экспозиции Третьяковки) – на фоне трехстворчатого окна два женских силуэта. Писал их художник с одной натурщицы – бывшей танцовщицы Лидии Коротковой. Из-за травмы позвоночника девушка не могла больше выступать на сцене, ей тяжело было долго стоять, и Истомину приходилось быть очень терпеливым. И он был – Константин Николаевич работал с Лидией долгие годы. А комната на картине – его реальное жилье, коммуналка на Мясницкой. Многие его холсты – тихие сюжеты домашней жизни – созданы именно в этом интерьере.


Самая долгая картина и отношения с властью

Масштабное полотно «Восстание румынских крестьян» художник писал несколько лет, сделал множество эскизов, но так и не закончил. Такая форма ему не поддавалась, но не потому, что не хватало мастерства, а потому, что не была свойственна его таланту. В попытке стать художником нового строя, в коллекции появились и виды с заводами и фабриками, и рыбачьи артели, и шахтеры. Но все же его главные произведения – будничные сцены и морские пейзажи. Истомин не был гоним советской властью, его картины не запрещали, но и не ценили. Призвания он достиг лишь как педагог – учил живописи студентов. Но как художник он не был близок ни к нормам соцреализма, ни к экспериментам авангарда. Истомин особо не стремился подстраиваться под злобу дня, не брался за пафосные сюжеты – в его камерных историях нет критики буржуазного строя, не воспевается «новый человек». Возможно, поэтому его тихие и безусловно талантливые работы не имели большого успеха.


Персональная выставка

Выдающийся и забытый: почему нужно сходить на выставку Истомина в Третьяковке

Истомин К.Н. «Зимний пейзаж. Московский переулок», 1926 год

На экспозиции Истомина в Третьяковской галерее – первой за 100 лет – представлено более сотни произведений, включая живопись и графику периода 1910-1940-х годов. Собирали материалы по всей стране: работы предоставили и Русский музей, и художественные музеи Курска, Саратова и Твери, московская галерея «Ковчег» и частные коллекционеры. Но все это лишь малая часть наследия, которую удалось сохранить благодаря преданным ученикам Истомина. Сегодня свежие и яркие полотна этого «малоизученного мастера» сравнивают с великими французскими и немецкими мастерами – и его живопись правда стоит того, чтобы ее увидеть.


Выставка продлится до 22 января
Билеты: взрослый – 400 рублей, льготный – 200 рублей

07 ноября