С 2 января по 27 апреля 2025 года в Музее В.А. Тропинина и московских художников его времени проходит выставка «Язык мечтаний. Цветовой код шедевра». Как сообщает пресс-служба музея, экспозиция посвящена изучению феномена цвета в искусстве XVII–XX веков и его влиянию на восприятие произведений.
На выставке представлены 50 экспонатов — живопись, графика и предметы декоративно-прикладного искусства. Среди авторов — Иван Айвазовский, Василий Тропинин, Наталья Гончарова, Борис Кустодиев, Василий Кандинский, Павел Кончаловский и другие. На выставке можно узнать, как цвет менялся под влиянием времени и культурных традиций, как он становился модным трендом, универсальным символом и способом выразить эмоции.
Боровиковский В. Л. Картина Распятие
Цвет на протяжении веков служил проводником смысла. Так, голубой на картине Владимира Боровиковского «Распятие» символизирует божественное начало, а насыщенный ультрамарин Павла Кузнецова олицетворяет русский символизм.
Дурнов М.А. Картина Жанровая сцена с болванчиком
Сложные оттенки красного у Модеста Дурнова передают тревогу, а розовый на фарфоровой тарелке XVIII века отсылает к изысканному вкусу маркизы де Помпадур, фаворитки Людовика XV.
Тарелка с изображением маркизы де Помпадур XVIII век
Выставка рассказывает и о технической стороне использования цвета. Например, пурпур был дорогим из-за сложного производства из моллюсков, а лазурит, необходимый для создания синего пигмента, добывался только в Афганистане. Напротив, охра, доступная в изобилии, веками оставалась основой западноевропейской и русской живописи.
Отдельное внимание уделено эволюции представлений о цвете: от античных философов до современных теоретиков искусства. Тут можно узнать, как Исаак Ньютон создал цветовой круг, а Иоганнес Иттен усовершенствовал его, предложив схему из 12 цветов, которая стала основой для современной теории цветовых сочетаний.
12 января