Конки, трамваи и дореволюционные фудкорты: что можно увидеть на новой фотовыставке в Музее Москвы
В Музее Москвы открылась новая выставка «Зарисовки забытой Москвы», на ней собрали жанровые фотографии из музейных фондов, запечатлевшие жизнь города и горожан конца XIX — начала ХХ века. На снимках увидите прототипы современных фудкортов, «московскую Венецию» и быт горожан. Сокуратор выставки Денис Ромодин рассказывает об уникальных фотографиях выставки.
1-я Тверская-Ямская улица, вид от Триумфальной площади
Москва, фотография «Шерер, Набгольц и К°», 1887

Государственное бюджетное учреждение культуры города Москвы «Музейное объединение „Музей Москвы“»
На фотографии видны рельсы конки, двухэтажная застройка улицы, а также следы свежего благоустройства: в 1880-е годы вдоль многих улиц стали высаживать деревья, обновили озеленение скверов и бульваров. Здесь же запечатлели и новые телеграфно-телефонные столбы и опоры линии электропередачи.
Укладка трамвайных путей на Триумфальной площади и двухэтажный вагон конки, 1900-е
Строительство трамвайных линий в столице стало важным событием в конце XIX — начале ХХ века. Конно-железные дороги постепенно вытеснял электрический трамвай. Укладка новых путей, начавшаяся в 1897 году, на время превратила московские улицы в настоящее бедствие для извозчиков и пешеходов. В 1900-е их укладывали на Триумфальной площади, Тверской улице и Арбате.

Государственное бюджетное учреждение культуры города Москвы «Музейное объединение „Музей Москвы“»
К примеру, летом 1904 года московские газеты отмечали невысокие темпы укладки трамвайных путей на Тверской улице и жаловались на отсутствие фонарей и временных переходов через строящиеся пути. А перед строящимся зданием Ярославского вокзала была снята брусчатка, что вызывало неудобство у пассажиров. Трамвай пришел на смену медленной конке. Так, про конную железную дорогу на Лубянской площади москвичи шутили: «Конка, конка, догони цыпленка!»
Водовоз наполняет бочку из водоразборного павильона, 1900-е

Государственное бюджетное учреждение культуры города Москвы «Музейное объединение „Музей Москвы“»
Два одинаковых водоразборных павильона располагались на Калужской и Серпуховской площадях, к ним стремились водовозы со всего города. Сами павильоны были украшены львиными масками с водопроводными кранами, для удобства использования к ним приделывали шланги. Небогатые горожане вынуждены были носить воду сами.
Сухаревский рынок, 1900-е

Государственное бюджетное учреждение культуры города Москвы «Музейное объединение „Музей Москвы“»
В XIX веке по воскресным дням площадь по обе стороны Сухаревой башни превращалась в огромный многолюдный рынок, где продавали все что угодно, включая краденые вещи. С 1915 года на Сухаревке появились навесы-павильоны, а вдоль ограды Странноприимного дома — капитальные строения с лавками. Но в 1925 году рынок снесли, а на освободившемся месте разбили сквер. Снесена через пять лет была и сама Сухарева башня.
Извозчики на Воскресенской площади, 1902
Владимир Ворошнин

Государственное бюджетное учреждение культуры города Москвы «Музейное объединение „Музей Москвы“»
Ломовой извоз, который занимался перевозкой тяжелых грузов, получил распространение с середины XIX века. К 1895 году в Москве насчитывалось 15 882 извозчика-ломовика. Желающие заниматься извозом ежегодно в декабре «брали билет», уплачивая пошлину. Владельцу билета давали жестяные значки с номером. Они крепились на воротник у плеча или нагрудную часть кафтана, а также на козлы и саму повозку.
На извозчике, 1920-е
Городские извозчичьи дрожки назывались пролетными, и вскоре их название сократили до «пролетки». Городской транспорт России прошлых веков был в руках извозчиков, и делились они на дешевых «ванек», деревенских мужиков, и резвых и престижных «лихачей», которые работали на себя за более высокую плату.

Государственное бюджетное учреждение культуры города Москвы «Музейное объединение „Музей Москвы“»
В дореволюционной Москве «пролетки» были очень популярным и дешевым транспортом. Их второе рождение произошло во времена НЭПа, в 1920-е годы: в эксплуатации они обходились дешевле таксомоторов.
Торговля едой, конец XIX — начало XX века
Места, где продавали уличную еду, были отдаленно похожи на современные фудкорты, там для быстрого перекуса готовили пироги и калачи. Так как не у всех были деньги и время пойти в трактир, ремесленники, мастеровые полноценно ели на рынках — щи, кашу, гороховый кисель, тушеную картошку, требуху и запеченные в золе яйца.

Государственное бюджетное учреждение культуры города Москвы «Музейное объединение „Музей Москвы“»
Еду привозили в закутанных в тряпки глиняных чугунах, поставленных на маленькие тележки. Самым удивительным блюдом была «московская бульонка» — похлебка из овощных и мясных остатков, которые собирали по трактирным и ресторанным кухням. Порции для покупателей раскладывали в деревянные или глиняные миски.
Биржа труда на Хитровской площади, 1904–1905

Государственное бюджетное учреждение культуры города Москвы «Музейное объединение „Музей Москвы“»
Во второй половине XIX века на Хитровской площади появилась биржа труда для приехавших в город на заработки крестьян, сезонных рабочих и даже безработной интеллигенции. Для этих целей в 1880-е был построен металлический навес, который просуществовал почти 40 лет. Не нашедшие работу часто становились постоянными обитателями этого неблагополучного района.
Чистопрудный бульвар. Дети и няни, 1900–1915

Государственное бюджетное учреждение культуры города Москвы «Музейное объединение „Музей Москвы“»
Общественных детских площадок на бульварах, в парках и садах в то время не было. Как правило, все ограничивалось качелями в садах частных домовладений. Популярными местами для прогулок с детьми были московские бульвары. На фотографии дети играют с лопатками и ведрами в песке, которым посыпали дорожки и площадку.
Болотная площадь во время наводнения, 1908

Государственное бюджетное учреждение культуры города Москвы «Музейное объединение „Музей Москвы“»
Во время крупнейшего в XX веке московского наводнения, которое произошло в апреле 1908 года, Москва-река поднялась на 8,9 метра, и вода затопила около 16 квадратных километров города. Под воду ушли первые этажи зданий, весь остров в Садовниках и части Замоскворечья. В это время горожане брали лодки напрокат и катались по «московской Венеции» среди затопленных зданий, садов, площадей.
09:51



