Ювелир Ильгиз Фазулзянов — про большие камни, сложность ремесла и новую выставку

Ювелир Ильгиз Фазулзянов — про большие камни, сложность ремесла и новую выставку

В программе «Сити. Люди» пообщались с ювелиром Ильгизом Фазулзяновым о том, почему он хочет поменять отношение людей к ювелирному искусству, отечественных мастерах и влиянии аудитории на его искусство.

Про выставку «На свет из темноты»

Моя выставка — это личная беседа о трансформации нашего общества в сегодняшнем мире через образы бабочек. Именно бабочка у многих народов является душой человека, ее олицетворением после того, когда он уходит. Каждая бабочка — ответ на возникающие на протяжении жизни вопросы. И, надеюсь, на выставке вы найдете свою бабочку и вступите в диалог с собой, став соавтором своего путешествия в мир души.

Сегодня ни одна крупная компания не только в России, но и за рубежом не может сделать подобных ювелирных выставочных проектов, где в таком количестве будут специально созданы произведения на одну тему.

На своих выставках я всегда стараюсь проводить авторские экскурсии, наблюдаю, как люди реагируют на каждое произведение, как меняются их эмоции, настроения. И удивительно видеть, как происходит катарсис в их сознании, душе — это для меня очень важный момент как для художника. Кроме того, постоянно нахожу время для общения со своими поклонниками и просто посетителями. Их отзывы и мнения важны для меня, и они в любом случае вносят изменения в мое творчество.

Я хочу, чтобы люди по-другому относились к ювелирному искусству — не как к драгоценностям, а именно как к произведениям искусства, которые создают человеческие руки и в которые вложена мысль автора.


Про большие камни и ювелирное искусство

В ювелирном искусстве необязательно наличие огромных драгоценных камней, часто они даже бывают лишними, привлекая к себе больше внимания, чем потрясающая работа мастера. Те произведения, которые представлены на выставке, можно носить ежедневно. И, прежде чем эти работы попадут в шкатулки, мне бы хотелось, чтобы их увидели люди.

Мечтаю, чтобы в рамках музеев показывали подобные работы — не просто хранили в фондах мертвым грузом, а действительно экспонировали, чтобы люди могли это видеть.

Я считаю, что ценность ювелирных произведений — это не наличие дорогого камня, а именно человеческие руки, которые дают намного больше и тепла, и эффекта, и блеска, чем какой-то большой камень.

Поэтому, знаете, даже когда Карла Фаберже спросили: «А почему вы не ставите больших драгоценных камней в собственных изделиях?» — он ответил: «Я продаю не драгоценные камни, я продаю свой дизайн». Во все времена истинные мастера всегда стремились к этому — продать свое искусство ремесла.


Про обучение и сложности профессии

Сегодня на моих работах обучается огромное количество студентов не только в России, но и за рубежом. Практически каждый день получаю сообщение или звонок, чтобы попасть ко мне в мастерскую. Но, к сожалению, не все способны на длительное обучение, обычно требуется минимум три года, а то и пять лет.

Большинство людей, к примеру, просто хотят создать свой бренд или мастерскую, а это не совсем интересная для меня история, потому что мне приходится вкладывать огромное количество энергии, времени и сил, а этот человек не будет жить той историей, которую я проповедую в своем творчестве.

Художник ведь — это идеолог, носитель творческой информации. Ремесленник — носитель мастерства, наработанного веками и дополненного его индивидуальными тонкостями и секретами. В ювелирном искусстве нужно соединить и художника, и ремесленника, а это довольно проблемно. Поэтому я могу найти художника отдельно, ремесленника отдельно, а соединить их вместе пока не получается.

Я думаю, что ювелир не модная профессия. Это все-таки тяжелый труд, приходится тратить огромное количество времени, чтобы не только научиться этому ремеслу, но и погрузиться в области физики, химии, металлургии, математики, геометрии.

В том числе ювелирное ремесло — это именно руки. На Востоке и в России людей, которые умеют работать руками, огромное количество, потому что школа ручного труда до сих пор существует. И по сравнению с Европой и Америкой наши мастера делают действительно уникальные предметы, но вот с художественной точки зрения пока мы недотягиваем до европейской школы.

Эфир «Cити» от 26 декабря 2025 года

Еще больше о новых фильмах, музыке и премьерах — в нашем паблике во «ВКонтакте»

Подписаться

03 января