Что смотреть на «домашней» выставке в квартире-музее Святослава Рихтера

12 ноября в квартире типовой высотки на Большой Бронной открылась выставка «Годы странствий Святослава Рихтера», которую проводит ГМИИ им. Пушкина. Это не только возможность узнать больше о выдающемся советском пианисте, которого боготворила Марлен Дитрих, но и посмотреть на центр Москвы с высоты 16-го этажа.

Этот музей – что-то вроде модных secret bars: найти его не так просто, зато за дверью оказывается особый мир, в котором теряешь счет времени. Ловите инструкцию: дойдя до дома с вывеской «Большая Бронная, 2/6» (весь первый этаж занимает кафе «Академия»), ныряем во двор и огибаем эту кирпичную многоэтажку слева. Оказавшись перед обычным подъездом, звоним в домофон. Сразу за дверью – холл с высокими потолками и постом консьержки. Садимся в лифт, который ползет вверх до самого последнего, 16-го, этажа, где и находится музей. А точнее – мемориальная квартира Святослава Рихтера, которая находится в ведении ГМИИ им. Пушкина.


Сейчас здесь проходит экспозиция, посвященная зарубежным гастролям и иностранным друзьям музыканта. Среди экспонатов – архивные рисунки Сергея Эйзенштейна, адресованная Рихтеру записка с признанием в любви от Марлен Дитрих на трех языках, кадры архивной кинохроники Вены 60-х годов и редкий портрет Рихарда Вагнера кисти Франса Лембаха, специально отреставрированный к выставке «Годы странствий Святослава Рихтера». Готовились к ней основательно: провели серьезную работу. На обычном пассажирском лифте вывезли из квартиры почти весь постоянный интерьер, чтобы заполнить пространство огромным количеством экспонатов, которые одолжили многочисленные партнеры: Большой театр, Музыкальный театр им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко, петербургская Мариинка и Российский национальный музей музыки. По факту это третья часть трехлетней выставки, рассказывающей о путешествиях пианиста, и на завершающем ее этапе кураторы выбрали самые близкие его сердцу страны – Австрию и Германию.

Идея выставки – контрапункт документального ряда и материалов с творческими контактами музыканта: письмами, записками, открытками. Особое внимание мы уделили двум страстям Рихтера, которые сопровождали его в течение всей жизни, – музыкальному театру и кино.
Юлия Де-Клерк
куратор экспозиции


Отдельный раздел рассказывает о трех композиторах – Франце Шрекере, Эрнсте Кшенеке и Рихарде Вагнере. Из этой «композиторской» части особенно запоминаются рисунки и записки к постановке Сергея Эйзенштейна оперы «Валькирия» 1940 года – из-за попыток режиссера оживить действие зажигательными танцами и вращающимися декорациями этот спектакль до сих пор считается одним из самых неоднозначных. Также сложно не задержаться у эскизов костюмов к опере Кшенека «Джонни наигрывает», ставшей в конце 20-х абсолютным хитом культурной жизни Москвы и Петербурга: любопытно, насколько по-разному одно и то же произведение увидели в двух столицах.

Самая дальняя комната посвящена отцу Рихтера, Теофилу, прекрасному музыканту и ученику Леопольда Годовского. Он был расстрелян советскими властями в Одессе во время Второй мировой войны из-за подозрений в измене родине. Матери Святослава удалось бежать из СССР с немецкой армией, позже она снова вышла замуж и уехала в Америку. Приехав на гастроли в США, Рихтер, увидевший мать почти 20 лет спустя после тех трагических событий, так и не простил ее и не стремился наладить с ней отношения. В боковых комнатах-залах, посвященных Вене и Берлину, где композитор часто был на гастролях, можно увидеть кадры архивной черно-белой кинохроники, позволяющие представить, какими увидел эти города Рихтер во время своих первых поездок. Особую атмосферу всему этому создают записи выступлений пианиста.

Музыкант очень часто давал концерты дома, как раз в этой квартире на Большой Бронной, где он жил со своей женой Ниной Дорлиак с 1971 по 1997 год. Его приезжали послушать друзья – Дмитрий Шостакович, Василий Шухаев, Владимир Высоцкий. Заходили соседи – Юрий Никулин, актеры Борис Андреев и Ростислав Плятт, режиссер Валентин Плучек. Обычно гости располагались в большом зале, а после выступления выходили на огромную лоджию – покурить, поговорить. По завещанию музыканта после его смерти его квартира стала музеем в составе ГМИИ. Многое здесь изменилось, но уют, всегда отличавший дом музыканта, никуда не делся: тот же величественный черный рояль Steinway & Sons в гостиной, приятный скрип деревянного паркета, массивные серванты в кабинете, библиотека с собранием сочинений Гете, Шекспира и Пушкина. И, конечно, тот самый вид с балкона – таким среди московских музеев, пожалуй, может похвастаться квартира Рихтера.


«Годы странствий Святослава Рихтера», Мемориальная квартира Святослава Рихтера, Большая Бронная, 2/6, кв. 58, до 16 февраля. Взрослый билет – 250 рублей.


Фото обложки: Петр Вильямс. Эскиз костюмов валькирий к опере Рихарда Вагнера «Валькирия». Москва. ГАБТ. 21.XI.1940. Бумага, гуашь, карандаш. Музей Большого театра

13 ноября