«Здесь был Юра»: рецензия кинокритика на один из лучших российских фильмов

«Здесь был Юра»: рецензия кинокритика на один из лучших российских фильмов

В прокат вышел «Здесь был Юра» — трогательная и удивительно живая картина о дружбе, взрослении и человечности. Фильм Сергея Малкина, получивший главный приз кинофестиваля «Маяк» в 2025 году, рассказывает о том, как появление человека с ментальными особенностями меняет жизни окружающих — без нажима, жалости и социального пафоса. Кинокритик Иван Афанасьев объясняет, почему «Здесь был Юра» — редкий пример по-настоящему народного кино, которое говорит о важном легко, честно и с теплом.

Начать хочется не с «Юры», а с другой картины. В 2017 году на экраны вышла «Аритмия» — драма про жизнь супружеской пары врачей, которые пытаются спасти всех людей на свете, но не могут спасти собственный брак. Картина Бориса Хлебникова на бумаге не выглядела как некое откровение, но в реальности оказалась бронебойным зрительским хитом, что как минимум демонстрируют сборы: 92 миллиона рублей, из которых 89 были собраны в самой России. Как максимум — культовый статус среди простых зрителей, которые после «Аритмии» словно заново открыли для себя давнего соратника Хлебникова, актера Александра Яценко, а Ирина Горбачева и вовсе стала всенародной звездой. Что же сделало фильм таким любимым? Теплота интонации, близость к зрителю, честность и прямолинейность, узнаваемые бытовые зарисовки и, если хотите, ощущение души, возможно даже русской, которую вложили создатели в свое творение. Так вот, сейчас таким фильмом обязан стать «Здесь был Юра».

О чем фильм

История с виду предельно простая: есть двое 30-летних оболтусов, Олег и Серега. Они друзья детства, живущие со склочным соседом Андреем в съемной квартире в Москве и играющие с третьим корешем — барабанщиком Чебой шумный панк-рок в гаражной группе. Пацаны очень хотят пробиться к своей аудитории, поэтому с радостью узнают, что им предлагают выступить на музыкальном фестивале. Планы на скорую славу и усиленные репетиции нарушает внезапное происшествие: папу Олега отправляют на десять суток за решетку за пьяную выходку, и теперь парню придется взять на себя заботу о своем дяде с ментальными особенностями, том самом Юре.

Кадр из фильма «Здесь был Юра»

Оставить его в отцовской квартире не получится: мужчине необходим особый уход. Поэтому ребятам приходится, пускай и с неохотой, поселить его у себя, чему, конечно же, не обрадуется ни третий жилец, ни хозяйка квартиры. Но в итоге Юра ожидаемо изменит жизнь всех — поначалу кажется, что в худшую, но на самом деле в самую лучшую сторону.

Режиссер фильма Сергей Малкин сам рассказывал, что в этой истории он — Серега (недаром даже имена одинаковые) и что, хотя в ней есть ряд вымышленных моментов, многие обстоятельства действительно произошли с ним и его друзьями. Но даже без этого уточнения поверить в реальность фильма нетрудно, настолько в нем все, как бы это ни звучало, честное и искреннее.

«Здесь был Юра» обладает даром — редким для современного российского кино, ушедшего в основном в абсолютный эскапизм, — говорить о реальности, не заламывая при этом руки.


Зиллениалы, панк и никакой жалости

Сюжеты про людей с нейродивергентностью нередко пользуются не вполне честными, но очень действенными способами пробудить сопереживание. Болезненная концентрация на необычном состоянии подобного человека, давление на чувства зрителя с помощью классических приемов вроде выстраивания вокруг такого героя враждебного и жестокого мира — все это легитимные, но подчас слишком простые и эксплуатационные методы, чтобы вызвать в зрителе жалость, когда он смотрит кино о «не таких, как все».

Кадр из фильма «Здесь был Юра»

Фильм Малкина идет другим путем: он, напротив, показывает, что жалеть таких людей не надо, ведь это последнее, что им нужно. В них важно видеть не человека с инвалидностью, а просто человека — со своими желаниями, характером, взглядом на мир и даже чувством юмора. Юра в исполнении неузнаваемого Константина Хабенского (определенно лучшая роль актера в карьере) — не центр мироздания для героев, который служит поводом укорять зрителя за возможный недостаток эмпатии, а лишь часть их жизни. И важно, что он не становится центральным героем в дружной банде дуроплясов Олега, Сереги и Чебы, а постепенно из навязчивой обузы превращается в «своего» чувака, странноватого, но без которого им уже трудно представить свою жизнь.

Причем, опять-таки, фильм не превращается в некую социальную агитку о важности быть внимательным к ближнему своему, а сохраняет заявленную с самого начала панковую атмосферу.

Центральная парочка Олег и Серега (и в меньшей степени примыкающий к ним Чеба) — очень узнаваемый типаж эдаких вечных кидалтов, которые живут своей жизнью и не парятся, покуда обстоятельства не вынуждают их вникнуть в окружающий мир повнимательнее. В открывающей сцене они играют на крыше дома уморительно драйвовую песню брянской группы Kick Chill с припевом, который может стать для кого-то мантрой.

Кадр из фильма «Здесь был Юра»

Это также и манифест зиллениалов — поколения, которое называют промежуточным между миллениалами и зумерами (отсюда и название) и которое сочетает в себе черты и тех и других. Они застали и времена, когда еще не было смартфонов, поэтому ценят живое общение, но не отрицают современные технологии. Они не любят офисную работу и неудобства, но могут адаптироваться к изменениям. Они чувствительны, но при этом вполне осознанны в этом плане и способны сосредоточиться на чувствах других не меньше, чем на своих.

Именно таковы главные герои — они любят и ценят свой шебутной и отвязный распорядок в жизни, состоящей из тусовок, репетиций и веселого дуракаваляния. И появление в их жизни Юры, человека, к которому необходим особый подход, позволяет им на время переключиться со своих желаний на чужие потребности.


Наш вердикт

Малкин показывает, что эмпатия и уважение к окружающим людям заразительны, и вот уже и их вредный с виду сосед Андрей, который не скрывает, что побаивается странноватого дяди своих сожителей и мечтает, чтобы тот поскорее съехал, открывает внутри себя что-то новое и ценное. Быть панком, говорит Малкин, то есть человеком, бросающим вызов обществу, вовсе не значит перейти в прямую конфронтацию. В конце концов, и появление Юры в обществе пацанов меняет их мир — делает их человечнее, взрослее и просто добрее. И зрителя тоже.

Кадр из фильма «Здесь был Юра»

«Здесь был Юра» — фильм, который просто обязан стать народным. Он полон потрясающе снятых, очень жизненных и искренних сцен, от которых слезы на глаза наворачиваются не потому, что «птичку жалко», а потому, что это слезы очищения: даже если вы самый добрый и понимающий в мире человек, после просмотра вы станете еще чуточку лучше. Если не это повод смотреть все новые и новые фильмы, то что еще?

18+. Употребление алкоголя вредит вашему здоровью.

Иван Афанасьев

Все самое интересное — у нас в Telegram

Подписаться

05 февраля