«Дагеротип, автохром, поляроид. 1/1»: выставка о том, что было до селфи

В ГМИИ имени Пушкина открылась выставка, приуроченная к 180-летию изобретения фотографии. И это не просто ретроаппараты в ряд – историю развития фотографии расскажут через уникальные снимки, выполненные старыми и местами весьма опасными технологиями.

Зеркало с памятью

«Дагеротип, автохром, поляроид. 1/1»: выставка о том, что было до селфи

Фото: Никита Симонов/Москва 24

Юбилей фотографии отсчитывается от даты, когда французский химик Луи Дагер изобрел дагеротип – способ получения черно-белых карточек, при котором использовали йодистое серебро и токсичные пары ртути. На зеркально-металлической пластине благодаря химической реакции удивительно точно фиксировались мельчайшие детали натуры. Такие изображения требовали бережного отношения, чаще всего их помещали в раму или специальный кейс под стекло.


Фотосалоны как пытошные

«Дагеротип, автохром, поляроид. 1/1»: выставка о том, что было до селфи

Антуан Клоде. Без названия. 1852–1858. Дагеротип, стереофотография, подкраска. Национальная библиотека Франции, Париж

С появлением фотосъемки появились и первые студии. Это были просторные ателье со стеклянными стенами и потолком для правильного освещения. Снимать там можно было только при дневном свете: вспышку изобрели только в 1851 году. Сменными «фонами» служили рамы с разными обоями или живописные холсты. К креслам, на которых сидели модели, прикреплялись специальные держатели для головы. С их помощью можно было зафиксировать позу, ведь выдержка длилась несколько десятков секунд (а в пасмурную погоду – до половины минуты), при движении фото могло получиться смазанным. Если вам кажется, что у людей на старых фотографиях всегда серьезные, словно застывшие лица, то винить за это надо те самые держатели.


Кадры из цветного крахмала

«Дагеротип, автохром, поляроид. 1/1»: выставка о том, что было до селфи

Неизвестный автор. Рим. Колизей. 1842–1855. Дагеротип. Национальная библиотека Франции, Париж

В 1903 году братья Люмьер, известные как родоначальники кинематографа, еще и первыми запатентовали цветной способ фотосъемки – автохром. Эта была безопасная технология: тут главным элементом стал крахмал, гранулы которого окрашивали в красный, синий и зеленый цвета и наносили на стеклянную пластину. Кропотливая лабораторная обработка и длительная выдержка превращали снимки в такие размытые полотна, больше напоминающие сны, чем реальные кадры. Но со временем они стали очень популярны и оставались единственным массовым способом цветной съемки вплоть до середины 1930-х годов.


Мгновенный снимок для дочери

«Дагеротип, автохром, поляроид. 1/1»: выставка о том, что было до селфи

Одиль Мулина. Лицо. 1980. Polaroid SX-70. ок. 10,8x8,8. OstLicht Collection, Вена

А вот метод мгновенной фотосъемки появился благодаря одной маленькой девочке. «Папа, а почему нельзя увидеть картинку сразу?» – спросила как-то дочь у Дэвида Лэнда – основателя компании Polaroid. Дело было еще в 1943 году, когда Лэнд занимался изучением поляризационных материалов (они применяются не только в фотографии, но и в солнцезащитных очках, например). Вопрос дочери заставил его задуматься. И в 1948 году он создал хорошо известный современным людям «Полароид». В компактную камеру была встроена пластина, на которую сразу наносились химические вещества. После нажатия кнопки затвора они вступали в реакцию, и изображение проявлялось практически сразу. В итоге фотоаппараты фирмы Polaroid стали культовыми – в 60-е годы они были почти у половины американцев. К слову, такой метод съемки нравился не только любителям, но и профессионалам тоже. Фотограф Мюриэль Эрман-Мандель создавала из полароидных карточек произведения искусства: она делала сотни снимков одной модели, а потом составляла из готовых карточек композиции. Одна из ее работ – «Японка» – будет представлена на выставке.

«Дагеротип, автохром, поляроид. 1/1»: выставка о том, что было до селфи
Алексей Серебряков
коллекционер фототехники
Такие выставки будут интересны не только фотографам или коллекционерам старых аппаратов, но и людям, которые интересуются историей в принципе. Через развитие методов съемки можно проследить изменения в науке и культуре на протяжении практически двух столетий в разных странах мира. Отдельная тема – тренд на старые технологии. Пленочные и полароидные фотографии сегодня по-прежнему популярны среди любителей. Но и профессионалы, несмотря на наличие мощных цифровых камер, часто обращаются к альтернативным методам съемки. Их преимущество – размер кадра. Если мы отсканируем работу, снятую на пластину, она всегда будет по размеру и качеству лучше, чем узкие полноматричные цифровые снимки. А еще ручная работа ценится больше. Человек, который занимается альтернативной съемкой, вкладывает в это дело максимум труда и творчества. Кроме того, все авторы не могут снимать только на цифру, каждый ищет свой художественный язык. Это как в живописи: кому-то ближе уголь, кому-то – пастель, а кому-то – масло. Я, например, предпочитаю снимать на амбротип, но в путешествия беру с собой цифровой фотоаппарат – «для заметок».

ГМИИ им. Пушкина

Волхонка, 14

Выставка продлится до 26 января
Билеты: 400 рублей

Фото обложки: Луи Жак Манде Дагер. Без названия. 1840–1845. Дагеротип. 7,2×6 / 15×11. Национальная библиотека Франции, Париж

Симона Андрисенко

21 ноября