В Гостином дворе впервые проходит ярмарка интеллектуальной литературы Non/fiction, в Театре Наций – мультимедийная премьера «Я убил царя» о расстреле семьи последнего российского монарха, в Пушкинском музее – масштабная экспозиции самого известного британского живописца XVIII века Томаса Гейнсборо. Теперь подробнее о каждом событии предстоящего уикенда.
Гостиный двор
Ильинка, 4В эти выходные обязательно стоит сходить в Гостиный двор на ярмарку интеллектуальной литературы Non/fiction. Все-таки это главное книжное событие
года. Как минимум поражает масштаб: участие принимает более 300 издателей – это рекорд для Non/fiction № 21. Еще один нонсенс – в этом году на ярмарке впервые будут представлены комиксы. На какие книги точно обратить внимание? Самые интересные новинки тут.
Центр дизайна Artplay
Нижняя Сыромятническая, 10Гараж-сейл с секонд-хенд-одеждой, винтажом, украшениями и рождественский маркет, где можно купить свечи для дома, серебряные украшения и экокосметику. По сути свои вещи здесь можно продавать всем, кто подал заявку на участие и арендовал рейл. Так что всегда есть возможность откопать что-то классное из Zara и Gucci по демократичным ценам. Свитер Sandro можно урвать за 2 500, новые кроссовки Nike – за 2 000 и винтажный кошелек Yves Sant Lauren – за 400. Образовательная программа будет – каждый день по три лекции: 7 декабря психолог Ольга Потемкина расскажет «Как поднять самооценку?», а 8 декабря кинокритик Алиса Таежная объяснит феномен праздничного кино.
Кинотеатр «Октябрь»
Новый Арбат, 24Международный фестиваль документального кино пройдет в Москве с 5 по 12 декабря. В этом году в программе 21 фильм. Советуем обратить внимание на несколько картин: короткометражка «Дорочка» Ольги Делан о 80-летней бабушке из Сибири, которая всю жизнь прожила без любви, «Карабаш» Ильи Комарова – история о «самом грязном городе планеты», рассказанная молодым рабочим. Главные фильмы феста смотрите здесь.
Новое пространство Театра Наций
Страстной бульвар, 12/2В основе спектакля режиссера Михаила Патласова, лауреата «Золотой маски», – история расстрела царской семьи Романовых. Главная цель постановки – восстановить хронологию событий трагедии XX века и ответить на вопрос: кто же все-таки совершил это преступление? Весь контент спектакля – это подлинные документы и цитаты тех, кто причастен к этой трагедии. Постановку нужно смотреть в VR-очках: инновационно, но будьте готовы, что каждые 20 минут придется нажимать на паузу – гаджет очень тяжелый.
«Гоголь-центр»
Казакова, 8Спектакль Кирилла Серебренникова по пьесе «(М)ученик» Мариуса фон Майенбурга о религиозном фанатизме, конформистском обществе и моральных нормах. И все на примере отдельно взятой школы. На сцене Никита Кукушкин, Александр Горчилин и Юлия Ауг. Предупреждаем: в спектакле очень высокая концентрация цитат из Библии.
Школа драматического искусства
Сретенка, 19/27Вместо вступления: ошибка в названии намеренная. Дмитрий Крымов переносит пьесу Островского на театральную сцену, по традиции изменив ее жанр, у режиссера драма становится черной комедией. По сути это осовремененная история любовного треугольника Огудалова – Паратов – Карандышев, но главное не изменилось: это о вечной борьбе настоящих чувств и рационализма, собственных желаний и ультиматумов общества. Для тех, кто готов к крымовскому абсурду.
МХТ имени Чехова
Камергерский переулок, 3Спектакль по одноименному роману Сергея Клычкова, одного из основателей магического реализма в России. В центре сюжета – Миколай Митрич Зайцев (или просто Зайчик), он привык жить в полусказочном мире, где есть черти и лешие, но в 1916-ом попадает на войну, и его сказка рушится об ужасающую действительность. Грустная, но очень честная история о том, как война меняет мироощущение людей.
И. Н. Крамской. «Помпея», 1876 год
Третьяковская галерея
Лаврушинский переулок, 10В рамках программы «Третьяковская галерея открывает свои запасники» музей представляет выставку карандашных рисунков и акварелей художников-передвижников. Посетители смогут увидеть неизвестные ранее работы Крамского, Сурикова, Левитана и Шишкина. Среди произведений подготовительные работы к масштабным картинам (вроде той же «Боярыни Морозовой»), по которым можно проследить творческий процесс мастеров, а еще эскизы и авторские репродукции, предназначенные для каталогов.
Главное здание ГМИИ им. Пушкина
Волхонка, 12Томас Гейнсборо – британский живописец XVIII века. Известный портретист английской аристократии больше всего любил писать пейзажи. А еще был экспериментатором: попробовал, кажется, все техники живописи и графики. Произведения для выставки предоставили 11 ведущих музеев Великобритании, в экспозиции представлено 100 работ художника, среди них две уникальные картины на стекле.
Арсен Ревазов. Венецианские галлюцинации, 2015 год
Новая Третьяковка
Крымский Вал, 10В состав экспозиции вошло около 100 произведений фотографа Арсена Ревазова. В первом разделе будет представлен проект «Красная-прекрасная». Отпечатанные в красном цвете и подвергнутые авторской деформации, эти инфракрасные фотографии отражают личное восприятие художником безграничности понятия «Россия». Второй раздел выставки составят работы 100×150 сантиметров, снятые в разных городах мира в технике инфракрасной фотографии с использованием приема двойной экспозиции, а третий, созданный при участии архитектора Александра Бродского, посвящен Венеции.
Виктор Пивоваров. Философская собака (из серии «Философские тетради»)
Образовательный центр ММОМА
Ермолаевский, 17Выставка замиксовала сразу две коллекции патрона музея «Гараж» и ММОМА Дмитрия Волкова. С одной стороны – современное искусство: работы Андрея Бартенева, Олега Кулика, Павла Пепперштейна, Тимофея Ради и Валерия Чтака. С другой – редкие трактаты гениальных философов XVII–XX веков: Бэкона, Декарта, Гегеля и Витгенштейна. Идея экспозиции – объяснить, как мысли прошлых столетий создали искусство настоящего.
Adrenaline Stadium
Ленинградский проспект, 80, строение 17Украинская певица покорила Европу благодаря англоязычным хитам Drunk Groove, Focus On Me и Siren Song, а ее дебютный альбом Black water стал в России трижды платиновым. В декабре исполнительница даст единственный сольный концерт в Москве. Эпатажная поп-электронщица исполнит свои самые известные песни и композиции с EP Hellcat Story, который она выпустила совсем недавно.
1930
Партийный переулок, 1, корпус 6В середине ноября музыкант Андрей Лысиков, выступающий под псевдонимом Дельфин, выпустил свой одиннадцатый студийный альбом «Край». В новой пластинке он размышляет о том, как происходящие события влияют на мысли и чувства людей. Презентация «Края» в Москве пройдет в трех отделениях. Афиша гласит, что это «три полноценных акта последовательно раскрывают различные стороны образа Дельфина». Такой формат артист использует впервые, но что это будет на самом деле – театральное представление, перформанс или что-то другое – сложно понять.
ЦСКА Арена
Автозаводская, 23АКонцертом в столице отечественная джипси-фолк-рок-группа подводит итог большому туру, приуроченному к выходу альбома Forte&Piano. Музыканты записывали его в Карели и остались верны себе – песни с новой пластики все также органично ложатся в стилистику «русско-цыганского народного алкохардкора» с аккомпанементом баяна, трубы и тромбона.
Главное достоинство «Войны токов» заключается в том, что это не размеренная и чинная костюмная драма, а самый настоящий предпринимательский триллер – холодный, жесткий, интеллектуальный и рассчитанный на зрителей больше кровожадных, чем сентиментальных. Сражаясь друг с другом, Эдисон и Вестингауз идут на ухищрения, достойные того, чтобы войти в учебники по маркетингу. Например, пытаются намертво связать имена друг друга с изобретением электрического стула, чтобы вызвать у потенциальных покупателей страх. Или вот между делом изобретают кинематограф. А за кадром вместо оркестровой музыки звучит самое настоящее техно. Всесторонне незаурядный фильм, которого стоило ждать два года.
Вероятно, лучший оригинальный фильм Netflix в этом году – изматывающая своей честностью, прямотой и проницательностью драма о разводе, разыгранная Скарлетт Йоханссон и Адамом Драйвером и поставленная мастером разговорных трагикомедий Ноа Баумбахом. Действительно пронзительное кино, иллюстрирующее поговорку «От любви до ненависти один шаг» самым беспощадным образом, но оставляющее надежду, что еще один шаг – надежда на то, что все вернется обратно.
В основе фильма немецкого режиссера Вернера Херцога – три огромных и очень откровенных интервью с Горбачевым. Но не пугайтесь: картина идет всего полтора часа. Последний генсекретарь ЦК КПСС от первого лица рассказывает о перестройке, прекращении холодной войны, Чернобыльской катастрофе, падении Берлинской стены и переговорах с Рональдом Рейганом о сокращении ядерного оружия.
04 декабря, 2019