Егор Москвитин подводит кинематографические итоги года: он отобрал фильмы и сериалы 2019-го, которые должен посмотреть каждый.
Сокрушительный сериал о том, что у истории не бывает прошедшего времени, а у человеческого духа – пределов роста и глубины падения. Фильм-катастрофа, который умудряется быть и трагедией, и публицистикой, и триллером, и даже детективом: у кого окажется тверже стержень – у ядерного реактора или у профессора в очках? Здорово, что этот проект вышел в один год с «Джокером», и сценарист первого Крейг Мазин и режиссер второго Тодд Филлипс доказали, что отвязные комики могут снимать глубочайшие драмы, а низкие жанры – открывать дорогу к высоким результатам.
«Американский пирог» для современных подростков и всех, кто хочет себя ими ощутить: нежный, ароматный, многослойный и попросту горячий сериал про первый секс и последнюю любовь.
Самая холодная драма года: экранизация истории девушки, которая была изнасилована и которой никто не поверил. Не столько детектив (хотя и с этим здесь все в порядке: от работы следователей не оторвать глаз), сколько приглашение зрителя к большой дискуссии и к тренировке чувств.
Читайте также
Проект от авторов «Отчаянных домохозяек», который ознаменовал возвращение «нормкора» – легких, захватывающих, лишенных нездоровых амбиций и делающих ставку на смех, а не на слезы сериалов, о которых мы уж было позабыли. Три женщины из трех разных эпох (60-е, 80-е, 10-е) делят один дом и разыгрывают перед зрителям роскошную костюмную драму (точнее – трагикомедию) о том, как менялись американские семейные нравы.
Лучшая романтическая комедия года – альманах в духе «Реальной любви», но основанный на настоящих историях самых разных пар (а порой, и троиц), рассказавших про свои отношения журналистам New York Times. Благодаря документальному фундаменту сериал вдохновляет вдвойне – это и сказка, и быль.
Самый правдивый и провокационный (да простят нас российские «Трудные подростки») сериал о взрослении в современном мире, который посылает школьникам несовместимые сигналы: быть хорошим и быть классным, поступать правильно и жить на грани. Следить за самоопределением этих хрупких, но храбрых девушек и юношей мучительно интересно.
Главный сатирический сериал года и первый из десяти эксклюзивных проектов для Netflix от самого авторитетного и дорогого в мире шоураннера Райана Мерфи. Старшеклассники из элитной калифорнийской школы борются за пост школьного президента. И в своих дебатах и ухищрениях воспроизводят всю ту мерзость, которую привыкли считать мировым порядком взрослые люди. За взрослых тут, кстати, Гвинет Пэлтроу и Джессика Лэнг.
Фэнтези в мягком переплете, которое не притворяется проницательным анализом действительности, а честно отправляет зрителя во взрослую сказку – с кикиморами и оргиями, кровавыми ристалищами и грубым юмором, с логикой компьютерной игры и с графикой, как в блокбастере для кинотеатров.
Главный российский сериал года, демонстрирующий преимущество стриминговой драматургии над телевизионной: по ящику ни за что бы не показали драму про детей, погибших из-за безалаберного застройщика; про следователей, решивших бросить вызов власти, и про деньги, которые губят и плохих, и хороших.
Единственный сериал этого года, которому стоит дать второй шанс, если ваше первое свидание не заладилось: в этой странной экранизации еще более странного комикса спрятан огромный драматический потенциал. Просто зрителю нужно смириться с мыслью, что на Нью-Йорк падал гигантский кальмар, актер Роберт Редфорд правит Америкой уже тридцать лет, сотовые телефоны не изобрели, а закон и порядок охраняют ряженые психи.
Фильм, содержащий ответы на примерно все вопросы о любви, браке и разводе. В качестве лекторов – веселые, но вспыльчивые Скарлетт Йоханссон и Адам Драйвер, в роли завуча – добрый, но справедливый Ноа Баумбах. Не только пронзительное с художественной точки зрения, но и чрезвычайно полезное в прикладном смысле кино: те, кто привык молчать, после него попробуют поговорить.
Почти что американское «Восхождение» – история святого мученика, испытать убеждения которого попыталась сама Вторая мировая война. Самый тяжелый и благородный фильм года.
Лучший фильм Квентина Тарантино за 25 лет. Каждый кадр переполнен любовью к несуществующему миру грез; каждый актер на своем месте; каждая мелодия как контрольный в сердце; а в конце – это уже не спойлер – кино оказывается сильнее смерти.
Летом этот американский фильм с целиком китайским актерским ансамблем установил в США прокатный рекорд: его наработка на отдельный кинопоказ была даже выше, чем у «Мстителей». Это действительно гость из будущего: история, которая поначалу кажется локальной (китайцы собираются на родине, чтобы справить фальшивую свадьбу, а на деле проститься с бабушкой, которая не знает, что смертельно больна), на самом деле абсолютно универсальна. Ведь это драма про человеческое тепло, а температура тела одинакова у всех людей на земле.
Самый пронзительный документальный фильм года (а ведь в этом году были ленты и про Майкла Джексона, и про Харви Вайнштейна) – история до обидного короткой и немыслимо яркой жизни Антона Ельчина. Есть ощущение, что его нерастраченная энергия – как и положено у гениев – перераспределяется среди зрителей. Так что всем, кто хочет начать новую жизнь, этот поучительный фильм пригодится.
Немного переоцененный, но все равно важный фильм, повлиявший на то, как зритель впредь будет воспринимать три сюжета: 1) истории о психических заболеваниях; 2) экранизации комиксов; 3) драмы о маленьких людях – тех самых униженных и оскорбленных, которых голливудское кино толком не замечало до 2016 года. Ну и актер тут очень хороший.
А это и вовсе «Левиафан» этого года: лобовое высказывание о гуманитарном кризисе, который может привести к национальной катастрофе. Прекраснодушная художница едет преподавать в сельской школе, чтобы быть поближе к мужу-арестанту, и сталкивается с современным крепостным правом. И дети, и учителя живут в страхе перед тюрьмой-феодалом. И никто, кроме девушки с простым карандашом в руках, не рискнет с этим бороться.
Новый фильм болгарского режиссера Стефана Командарева устроен точно так же, как предыдущий фильм болгарского режиссера Стефана Командарева: по ночной Софии ездят усталые водители, проживая за считанные часы целые жизни. Но если в «Направлениях» речь шла о таксистах, то в «Кругах» нас уже подвозят полицейские. И ночь им предстоит непростая: страна празднует 30-ю годовщину падения Берлинской стены. Получается трогательная и грустная, но местами гомерически смешная былина о несбывшихся мечтах. Ранимым тридцатилетним лучше не смотреть.
Фильм, который вместе с «Верностью» утешил всех россиян, которым хочется, чтобы у нас в кино иногда появлялось что-то, близкое к сериалам американского канала HBO. Благодаря комбинированному прокату – сначала в кинотеатрах, а потом на онлайн-платформах – такие чудеса вполне возможны и дальше будут случаться лишь чаще. Результат – откровенное, честное, злое и оглушающее кино о табуированных проблемах.
Удивительный немецкий фильм, который поначалу притворяется триллером о возмездии (молодая пара из Берлина сталкивается с насильниками, напавшими на них год назад на курорте), но в итоге оказывается деликатным и точным исследованием травмы, пережитой и женщиной, и мужчиной. Умнейшее и страшнейшее кино.
25 декабря, 2019