Если музейным хедлайнером 2019 года был Леонардо да Винчи, то в наступившем году в этой роли выступит Рафаэль, со дня смерти которого прошло 500 лет. Однако есть и другие, не менее интересные экспозиции, ради которых стоит на денек-другой махнуть за границу.
Фонд Бейелер, Базель
26 января – 17 мая
К одному из главных американских художников XX века признание пришло лишь в 1930-х, когда тому уже было за 40. Зато стремительно: Хоппер почти в одночасье стал кумиром Голливуда. Альфред Хичкок, например, так восхищался им, что взял картину Хоппера «Дом у железной дороги» в качестве учебного пособия для своего фильма «Психо». В общем, неудивительно, ведь они были похожи: подобно знаменитому режиссеру на экране, Хоппер на холсте смог запечатлеть все американское в узнаваемой, довольно жутковатой манере. В Базеле выставят акварели и живопись маслом, ранние студенческие работы 1910-х и поздние полотна середины 1960-х.
Музей изящных искусств, Гент
1 февраля – 30 апреля
Ян Ван Эйк, «Мужчина с кольцом». Фото: Музей изящных искусств
Ради самой большой в истории ретроспективы фламандского художника – новатора Северного Возрождения Яна Ван Эйка, пожалуй, стоит специально наведаться в Бельгию. Печально известный Музей изящных искусств, директора которого в 2018 году уволили за выставку поддельных работ, усиленно пытается реабилитировать свою репутацию. Кураторы обещали собрать около половины из 20 сохранившихся до наших дней и признанных работ живописца. Центральным экспонатом выставки станут створки алтаря «Поклонение мистическому агнцу», над которым два года колдовали реставраторы Берлинской картинной галереи: за свои 600 лет он похищался 13 раз. Это последняя возможность увидеть Гентский алтарь вместе с другими работами Ван Эйка, ведь после завершения реставрации все створки объединятся в соборе Святого Бавона.
Музей Виктории и Альберта, Лондон
29 февраля – 21 июня
Фото: Музей Виктории и Альберта
Грандиозная выставка, посвященная самому известному элементу традиционного японского костюма. Ценность в том, что кураторы покажут кимоно не только в контексте японской эпохи Эдо, но и в тесной связи с западной культурой, охватив, таким образом, период в три с половиной века. В итоге получилось три части: первая повествует о великих мастерах и старинных техниках окрашивания, вторая – о роли кимоно в моде XX века, третья – о том, как кимоно представлено в поп-культуре.
Тейт-Британия, Лондон
4 марта – 25 мая
Музей Орсе в Париже
15 июня – 13 сентября
Обри Бердслей, «Леди с камелиями»
Первая за полвека ретроспектива гениального иллюстратора, жившего в поздневикторианском Лондоне, чья последняя крупная выставка проходила в 1966 году в Музее Виктории и Альберта. Более 200 работ, которые одновременно восхищали и шокировали публику, охватывают последние семь лет из короткой 25-летней жизни художника, искусно балансировавшего на грани эротики и элегантности, юмора и гротеска. Их выставят рядом с источниками вдохновения: японскими свитками и акварелями Эдварда Берн-Джонса и Гюстава Моро, оказавшими огромное влияние на Бердслея.
Мет-Бройер, Нью-Йорк
4 марта – 5 июля
Герхард Рихтер, Grey. Фото: архивы пресс-служб
Пожалуй, величайший из ныне живущих художников, не только признанный критиками, но и прекрасно известный широкой публике благодаря рекордным ценам на аукционах. Так, в 2015 году на Sotheby's в Нью-Йорке его работа, написанная в 1986 году, ушла с молотка за 46,3 миллиона долларов. Несмотря на всю эту шумиху, Рихтер продолжает оставаться одной из самых интересных фигур в живописи XX века. Ему удается искусно стирать грань между фотографией и живописью: на холсты он переносит изображения со снимков из семейного альбома, газет и журналов, а затем при помощи шпателей и скребков размывает краску, повторяя эту процедуру по несколько раз. Выставка, на которой будет представлено более 100 его работ, приурочена к 150-летию Метрополитен-музея и пройдет в зале, где хранится коллекция искусства XX-XXI веков.
Центр Помпиду, Париж
15 марта – 15 июня
Проект обернутой Триумфальной арки. Фото: Центр Помпиду
Это первая во Франции программная выставка знаменитого арт-дуэта и супружеской пары Христо и Жанны-Клод, прославившейся благодаря масштабным инсталляциям. В «упаковки» из ткани и полиэтилена они заворачивали разные объекты – от здания Рейхстага до островов во Флориде. Свою первую совместную работу Христо и Жанна-Клод сделали в 1961-м: укутали материей бочки в кельнском грузовом порту. Осенью 2020 года уже без своей супруги, ушедшей из жизни 10 лет назад, Христо Явашев осуществит давно задуманный ими проект – обернет в полотно знаменитую Триумфальную арку в Париже. Так что выставка дуэта в Центре Помпиду станет прелюдией к этому перформансу. В экспозицию войдут ранее не выставлявшиеся работы, как, например, серия «Кратеры» (1959-1961), а также проект с парижским Новым мостом.
Национальная галерея, Лондон
4 апреля – 26 июля
Артемизия Джентилески. «Автопортрет». Фото: Национальная галерея
Неудивительно, что итальянскую художницу XVII века Артемизию Джентилески считают одной из икон современных феминисток. Первая женщина, вошедшая в состав Академии живописного искусства во Флоренции, дочь знаменитого художника Орацио Джентилески Артемизия начала свою карьеру во Флоренции. В 1620-х годах она вернулась в Рим, последнюю четверть века своей жизни провела в Неаполе. В юности она пережила позорный судебный процесс, связанный с сексуальным насилием (над ней надругался друг отца, ее преподаватель по живописи), и, возможно, поэтому в ее картинах столько жестокости. Экспозиция, в которую войдет более 30 произведений, охватывает более 40 лет творчества. Будет и недавно приобретенный галереей «Автопортрет в образе святой Екатерины», и первая подписанная работа Артемизии «Сусанна и старцы», и завораживающе кровавая «Юдифь и Олоферн».
Лувр, Париж
6 мая – 17 августа
«Мадонна со щеглом», Рафаэль Санти. Фото: архивы пресс-служб
Специальную выставку, посвященную Рафаэлю, Лувр не планирует: здесь решили подготовить общую экспозицию произведений итальянского Возрождения. Главным партнером выступил музей Кастелло Сфорцеско в Милане. Экспозиция станет своего рода «сиквелом» выставки-блокбастера 2013 года «Весна эпохи Возрождения», которая также была посвящена самому важному периоду в истории скульптуры за последние 1000 лет.
Метрополитен-музей, Нью-Йорк
7 мая – 7 сентября
Дэвид Бэйли. «Сюрреалистичный». Фото: The Metropolitan Museum of Art
Устройство этой выставки довольно необычно – не ждите банальной ретроспективы. Экспозицию из 160 предметов поделят на две альтернативные части. В первом разделе история моды будет представлена традиционным хронологическим образом, чтобы показать перемены, произошедшие с 1870 по 2020 год. Все экспонаты будут исключительно черными, чтобы не отвлекаться на цвет и детали. Во второй части, призванной рассказать о хаотичности истории моды и наличии в ней «временных складок», по контрасту все экспонаты напротив станут белыми.
Центр Помпиду, Париж
13 мая – 31 августа
Анри Матисс. «Красные рыбы и палитра», зима 1914-1915. Фото: Центр Помпиду
К 150-летию со дня рождения художника в Париже пройдет крупнейшая выставка работ модерниста за последние полвека после масштабной экспозиции в Большом дворце в Париже в 1970 году. Как сообщают представители галереи, показ исследует «тесную связь между текстом и изображением в основе искусства Матисса, предлагая уникальное прочтение его работ». Работы из коллекции Помпиду дополнят произведениями из двух музеев Матисса во Франции – в Като-Камбрези и Ницце.
Национальный музей искусств в Осаке, затем Национальная галерея Австралии в Канберре
7 июля 2020 – 14 марта 2021
«Младенчество Юпитера», 1530-е годы, Романо, Джулио. Фото: East News
Большое событие для Страны восходящего солнца: впервые в истории в Японию привезут «Подсолнухи» (1888) обожаемого японцами Винсента Ван Гога. В компании с ними прибудут еще 60 картин из коллекции лондонской Национальной галереи: работы Диего Веласкеса, Клода Моне, Уильяма Тернера, Пьера-Огюста Ренуара и других. Это путешествующая выставка-блокбастер: весной она открывается в Национальном музее западного искусства в Токио (3 марта – 14 июня), в июле переедет в Осаку, а потом отправится в Национальную галерею Австралии в Канберре (13 ноября – 14 марта).
Музей Мартин-Гропиус-Бау, Берлин
4 сентября 2020 – 17 января 2021
Фото: East News
Первая в Германии ретроспектива японской художницы Яеи Кусамы. Широкой публике она известна как автор «бесконечных зеркальных комнат», в которые во всех музеях мира выстраиваются такие же бесконечные очереди (кстати, специально для немецкой ретроспективы японка обещала создать новую). В Берлине не будет недостатка в хрестоматийных работах Кусамы: арт-объектах в узнаваемый горошек, мягких инсталляциях и видеохрониках ее знаменитых перформансов.
Галерея Альбертина, Вена
18 сентября 2020 – 10 января 2021
Амадео Модильяни, «Алиса». Фото: «Википедия»
К 100-летию со дня смерти Амадео Модильяни приурочена большая ретроспектива художника в Вене. Кураторы выбрали необычный ракурс: представят его ведущим авангардистом, одним из первых открывших поразительные возможности примитивизма. Работы Модильяни представят в диалоге с ключевыми произведениями Пикассо, Бранкузи и Дерена, а также с артефактами «примитивных цивилизаций» – доисторических, архаичных и неевропейских.
Королевская академия художеств, Лондон
26 сентября – 8 декабря
Фото: MoMA
Свою первую работу «бабушка современного перформанса» создала еще в раннем детстве. Переживая в подростковом возрасте из-за крупного носа, она однажды решила бегать возле родительской кровати до тех пор, пока не упадет и не разобьет нос об острый угол, ведь тогда хирурги сделают ей новый – такой, как у ее кумира Брижит Бардо. На пике творческой карьеры Абрамович в прямом и переносном смыслах встречалась с художником Улаем: они шли друг другу навстречу тысячи километров по Китайской стене, он целил заряженным луком ей прямо в сердце. На вопрос о том, что зрителей ждет на новой ретроспективе в Королевской академии художеств, организаторы отвечают уклончиво: «Точный характер присутствия пока что не определен». Но точно известно, что будет воспроизведена знаменитая Imponderabilia, придуманная еще в 1977 году. Тогда обнаженные Абрамович с Улаем встали по двум сторонам узкого входа в галерею так, чтобы входящим в зал зрителям приходилось протискиваться между ними.
Национальная галерея, Лондон
3 октября 2020 – 24 января 2021
Рафаэль Санти, «Леди с единорогом». Фото: «Википедия»
В 2020 году пройдет сразу несколько выставок, приуроченных к 500-летию со дня смерти великого итальянца, но ключевая и крупнейшая развернется в Лондоне. Экспозиция, посвященная титану Возрождения, соберет ключевые работы из Лувра, музеев Ватикана и Галереи Уффици – всего около 30 картин. Помимо живописи, будет представлен опыт Рафаэля в сфере археологии и скульптуры, а также архитектуры, поэзии и декоративно-прикладного искусства. Центром станет «Мадонна Эстерхази» из Музея изобразительных искусств в Будапеште. Из Государственного музея Берлина в рамках обменной программы приедет «Мадонна Террануова», которая составит компанию лондонской «Мадонне с гвоздиками». Этот образ Рафаэль создал незадолго до своего отъезда из Флоренции в Рим, вдохновившись знаменитой «Мадонной Бенуа» Леонардо да Винчи, которая хранится в питерском Эрмитаже.
Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид
27 октября 2020 – 28 февраля 2021
Фото: Getty Images
Сейчас уже никого не удивишь новостью о том, что нейросеть нарисовала очередной абстрактный шедевр. Но еще за сто лет до этого Рене Магритт, серьезно рассуждая о механизации творческой деятельности, предложил «универсальную машину для создания картин». Куратор выставки Гильермо Солана, предположив, что это могло бы быть реальным изобретением, отобрал более полусотни экспонатов из собрания музея, которые могли бы быть созданы с ее помощью.
Тейт-Британия, Лондон
28 октября 2020 – 7 марта 2021
Уильям Тернер, «Дидона, основательница Карфагена». Фото: «Википедия»
На этот раз вместо юбилея грядет другой значимый инфоповод: осенью 2020 года изображение Уильяма Тернера украсит новую банкноту номиналом 20 фунтов стерлингов. Экспозиция в Тейт предлагает зрителю порассуждать, каково быть художником в эпоху промышленной революции – времени, когда пар заменил паруса, паровозы стали вытеснять кареты, а станки помогли существенно увеличить производительность труда. Среди главных экспонатов выставки – картина «Последний рейс фрегата «Отважный» и знаменитое полотно «Дождь, пар и скорость», давшее начало импрессионизму.
Британский музей, Лондон
12 ноября 2020 – 28 марта 2021
«Нерон мучается от угрызений совести после убийства матери», репродукция картины Джона Уильяма Уотерхауса. Фото: «Википедия»
Про римского императора Нерона (37-68 годы нашей эры) даже те, кто не сильно увлекается античностью, знают: именно по его приказу подожгли Рим и случился один из самых страшных пожаров за всю историю Вечного города, уничтоживший две трети огромного по тем меркам мегаполиса. Древние историки также свидетельствуют о сильной склонности Нерона к разврату, инцесту, убийствам и его невероятной экстравагантности. Пожалуй, самый яркий пример любви Нерона к роскоши – сделанный по его приказу «Золотой дом» с отделкой из драгоценных камней и слоновой кости. Впрочем, эта фигура в истории не столь однозначная, и за 14-летний период правления Римской империей были и действительно выдающиеся достижения. Какие – узнаем на выставке в Британском музее.
10 января, 2020