Аккурат к закрытию проходившей в галерее «Граунд» на Солянке выставки «Я, Майя Плисецкая» в Театральном музее им. Бахрушина открылась экспозиция, посвященная другой выдающейся балерине – Галине Улановой. Несмотря на схожую тематику, сравнивать эти культурные мероприятия трудно: первое было концептуальной инсталляцией, последнее – традиционная выставка. Попросили куратора «Улановой» Ирину Гамулу выбрать 5 наиболее интересных экспонатов и рассказать их историю.
Фото: Михаил Голденков/The City
Маленькую Галю отдали в Петроградское хореографическое училище в девять лет, платье ей сшила мама. Тот случай, когда наряд был не связан с радостными эмоциями от поступления да и времена были тяжелые: на дворе 1919 год, гражданская война. Девочка рыдала от горя – танцевать не хотела, но выбора не было. Ее отец Сергей Николаевич был актером и режиссером балетной труппы Мариинского театра, мать Мария Романова – его солисткой, и первые годы Уланова училась у нее. Начинающей артистке было трудно выходить на сцену: она панически, до дрожи в коленях, боялась выступлений, но со временем научилась справляться со своим страхом.
Цветок на платиновой цепочке (в сочетании с серебром и золотом) датируется XIX веком. Балерина любила украшения, носила их в повседневной жизни. Одно из ее любимых – подвеска в форме мраморной маски «Уста истины» в Риме. Были еще украшения в форме собачки: у Улановой был пудель по кличке Бо́льшик, подаренный балерине поклонниками из Лондона и названный в честь Большого театра.
Фото: Михаил Голденков/The City
В первом и главном зале выставки в стеклянных витринах выставлены принадлежавшие балерине наряды: изысканные платья, туфли и сумочки (именно «сумочки» – кажется, Уланова и в булочную если и ходила, то только с театральным ридикюлем) от известных французских модных домов и неизвестных портных. Уланова считалась одной из самых стильных женщин своего времени, хотя сама в интервью не раз говорила, что ненавидит ходить по магазинам. Всю жизнь балерина предпочитала лаконичные, элегантные вещи – то, что сейчас принято называть базой или классикой. На ее 70-летний юбилей, который отмечался на сцене Большого театра, выбрала платье, которое было изготовлено в Северной Индии. Сначала был показан «Щелкунчик», в котором танцевали ее ученики, затем Уланова вышла на поклон.
Фото: пресс-служба ГЦТМ им. А. А. Бахрушина
Сдержанный стиль, отличительная черта коренной петербурженки, прослеживается и в украшениях Улановой: им на выставке посвящен целый стенд. Золотые часы, драгоценные кольца, серьги и браслеты разложены вокруг наполненного водой круглого резервуара, который, по задумке кураторов, призван вызывать ассоциации с «Лебединым озером». Эти серьги-подвесы с колечком дополнили праздничный наряд балерины на ее чествовании по случаю 70-летнего юбилея.
Признание и слава пришли к Улановой в 1934 году, когда Ростислав Захаров поставил в Петербурге балет «Бахчисарайский фонтан». Потом были Джульетта в балете Прокофьева «Ромео и Джульетта», Одетта-Одилия в «Лебедином озере», Золушка в одноименном балете, Мария в «Бахчисарайском фонтане», уже упоминавшаяся «Жизель». Посыпались награды: балерина была отмечена Ленинской премией и четырьмя Сталинскими (но самой любимой была медаль «За оборону Ленинграда», врученная за выступления в 1941 году под бомбами в осажденном городе). И подарки ей дарили, конечно, тоже – эти серьги, скорее всего, преподнес кто-то из поклонников.
Фото: Михаил Голденков/The City
После ухода со сцены Уланова почти два десятилетия проработала педагогом-репетитором в Большом театре, воспитав целую плеяду талантливых танцовщиков. В тот вечер после исполнения «Жизели» артисты подняли балерину в этом платье на руки. «Фантастический балет» выбрали неслучайно: для нее это был особенный спектакль, не танец, а скорее рассказ о душевном состоянии.
Главное здание Театрального музея имени А. А. Бахрушина
ул. Бахрушина, 31/12
До 22 марта.
Билет: 450 рублей
20 января, 2020