В конце января 2020 года «Макдоналдсу» на Пушкинской исполняется 30 лет. Александр Ильин вспоминает рестораны, которые уже работали тогда и живы до сих пор, – настоящих старожилов на гастрономической карте столицы можно пересчитать буквально по пальцам.
Первый ресторан «Яръ» открылся в 1826 году и в совершенно другом месте, на углу Кузнецкого Моста и Неглинной. Название получил в честь основателя, француза Транкиля Ярда, ставшего в русском подданстве Транкиль Василичем Яром. В 1848 году переехал в старый сад «Эрмитаж» на Божедомке (ныне Селезневская улица), в 1851-м – за город, в Петровский парк. Работающий ныне «Яръ» в отеле «Советский» – уже четвертая инкарнация заведения. Трехэтажное здание для него было выстроено в 1910 году. Ресторан был огромен: в одном из его прежних залов сейчас запросто умещается цыганский театр «Ромэн». Тем не менее, революцию он не пережил, вновь открылся в 1952-м, в качестве ресторана при гостинице «Советской», и так, без названия, работал до 1998 года. Тогда он был отреставрирован и вновь получил историческое имя. К сожалению, в 2020 году особо рассказывать про «Яръ» нечего – он живет, откатившись во второй, если не в третий дивизион ресторанного чемпионата, пробавляясь банкетами, с меню, достойным приличной столовой (вот только цены повыше). Главное и неоспоримое преимущество: места по-прежнему много.
Фото: Ц.Д.Л./Facebook
В доме, ранее известном как особняк Олсуфьевой и усадьба Святополк-Четвертинского, советские писатели устроились в 1932 году. Надо отметить, что свой статус и славу хорошего ресторана «Ц.Д.Л.» заработал в совершенно разные времена. Культовым его сделали гости 60-80-х годов, среди которых были и писатели, и режиссеры, и художники – в общем, вся официальная советская богема. А за гастрономическую репутацию спасибо прежде всего Андрею Деллосу, в чьем управлении заведение находилось 14 лет, с 1999 года. В 2014 году «Ц.Д.Л.» сменил собственника, и перемены накрыли его с новой силой. Сначала пришла команда Ragout во главе с Алексеем Зиминым, результатом чего был ремонт (что хорошо) и неприятие нового, модернистского курса прежними гостями (что, несомненно, плохо). Затем началась круговерть поваров, в которой поучаствовал даже Анатолий Комм. Сейчас «Ц.Д.Л.» вернулся к деллосовским истокам: кухня русская, хоть и с добавлением вездесущего авокадо, дизайн исторический. Цены довольно высокие, но статус места и качество кухни совершенно их оправдывают.
Фото: Savoy/Facebook
Гостиница на улице Рождественка, где располагается одноименный ресторан, открылась в 1912 году, однако именовалась она тогда «Берлин». Название «Савой» появилось после начала Первой мировой войны – чтобы окна не били. После революции 1917 года здесь разместилось общежитие Наркомата иностранных дел, по сути тоже отель, и даже вывеску «Савой» с фасада снимать не стали. В 1958 году гостиница опять стала «Берлином», в 1988 была реконструирована и переименована обратно в «Савой». Ресторан именно таков, какими они обычно и бывают в дорогих исторических отелях: кухня международная с понятными национальными цитатами вроде блинов, икры, омуля и муксуна, интерьеры в стиле belle époque, чопорный сервис. Несколько старомодно, но в хорошем смысле.
Один из первых кооперативных ресторанов Москвы, он открылся в 1987 году, на месте бог знает сколько лет проработавшей пельменной. Интерьер – как в кино про русскую мафию: сводчатые потолки, одна комната тщательно расписана под хохлому, вторая под гжель; выглядит неожиданно очень стильно, в схожим образом оформленный «Симачев» (правда, сейчас уже закрывшийся) не так давно стояла очередь. Вторая удивительная вещь: меню короткое и сбалансированное, среди прочего – шеф-жюльен из репы с говяжьим языком и жареным листом шпината, сахалинские гребешки с пшеничными зернами и лесными грибами, сибирская семга с чесночной капустой; хотя и без ухи, киевских котлет и селедочки с картошечкой не обошлось. Никто не ждал, а вот пожалуйста: «Разгуляй» вошел в 2020 год с полным пониманием, что и как делать.
Фото: «У Пиросмани»/Facebook
Ресторан грузинской кухни «У Пиросмани», еще один из первенцев кооперативной волны, открылся в 1988 году, но в отличие от всех остальных сразу же начал выстраивать собственную легенду. Результат налицо: все стены увешаны фотографиями мировых знаменитостей от Лайзы Минелли и Джима Керри до Юрия Любимова и Олега Янковского. Время от времени в зал выходят трое мужчин и начинают петь. Поют прекрасно. В меню все точно как в грузинском ресторане тридцатилетней давности, то есть очень обобщенно выполненные стандарты грузинской кухни плюс все, чем принято закусывать водку на просторах СССР – оливье, сборная солянка, пельмени и т. д. Готовят, на самом деле, неплохо, но постоянные гости приходят сюда не столько ужинать, сколько вспоминать, а новые – прикоснуться к истории. Именно таких мест Москве очень не хватает; хотя много их просто не может быть.
28 января, 2020