Премия «Оскар» и 90 миллионов зрителей – культовая мелодрама «Москва слезам не верит» в этом году отмечает 40-летие. Историк и старший научный сотрудник Музея Москвы Денис Ромодин рассказывает, как художники в интерьерах столичных квартир создавали атмосферу сразу двух разных эпох.
В фильме «Москва слезам не верит» мы видим три важные локации: общежитие, квартира профессора Тихомирова и затем – жилье Катерины, когда она уже стала директором химкомбината и депутатом Моссовета. Обстановка первых двух относится к концу 1950-х годов, интерьер номенклатурной жилплощади показан 20 лет спустя. И если прообразом дома академика стала сталинская высотка на Кудринской площади (хоть внутренние помещения снимались совсем в другой высотке, на Котельнической набережной), то на дом главной героини эпохи 1970-х годов больше всего похожи здания на Мосфильмовской улице, что находятся рядом с киностудией.
Интерьеры в кино типичны для того времени. Этот фильм – одна из первых попыток советского кинематографа реконструировать бытовую обстановку недалекого прошлого, вернувшись на 20 лет – из конца 1970-х в конец 1950-х. В профессорском жилище было важно показать роскошь: простор, свет, высокие потолки, собственный санузел и антиквариат, который на тот момент был маркером статусности, принадлежности к элите.
Фото: «Парадиз»
Фото: «Парадиз»
Для оформления квартиры Катерины реконструкция не требовалась – это время было для авторов фильма их сегодняшним днем. Единственное, подобрали нестандартный кирпичный дом – такие строились в районе Фрунзенской и Мосфильмовской улиц. Обстановка должна была говорить о статусе Катерины – служащей высшего ранга, но при этом не быть сильно шикарной. На кухне можно увидеть престижную версию популярного в то время гарнитура и небольшой телевизор «Юность». Именно в начале 1980-х у москвичей появляется так называемое кухонное телевидение. Характерны для той эпохи и яркие красные обои, и раскладной диван-кровать – все это можно было встретить в новостройках, в которые въезжали и простые рабочие, например мастеровые ЗИЛа.
Авторы киноленты не пытались по-новому показать Москву – скорее, они хотели передать дух меняющегося времени через людей, бытовые сцены и обстановку вокруг. Здесь эволюционируют не городские пейзажи, а люди, которые в них живут.
18 февраля, 2020