Белорусский аккордеонист, лауреат премии Сергея Курехина Егор Забелов записал дебютный сольный альбом Niti – семь инструментальных пьес, в которых резкие смены темпа и экспрессивные мелодии чередуются с тихими и интимными моментами. 19 марта Забелов должен был представить новую программу в Москве на сцене культурного центра «Дом», но концерты перенесли на осень. Однако коронавирус не помешал The City поговорить с музыкантом о работе над альбомом, неидеальной реальности и литературном вдохновении.
– Что для вас было главным при написании альбома Niti?
– Материал, который используется в альбоме, написан в разное время. Я стремился создать цельную работу, подчиненную основной идее и продвигающуюся к ней от трека к треку. Работу, которая будет обладать характеристиками крупной музыкальной формы. Можно сказать, что это своего рода сюита.
– Расскажите, что за история с винтажным германским аккордеоном? Что это за инструмент и зачем он вам понадобился?
– Это немецкий кнопочный аккордеон 1975 года, прекрасный своей неидеальностью. У него очень шумная механика правой руки. Я использовал неполное включение некоторых регистров на правой и левой руке, что немного грязнит и рандомно меняет тембр, создает легкий шип при воспроизведении, свойственный духовым инструментам. Все эти нюансы я старался максимально подчеркнуть на записи.
Фото: пресс-служба
– Альбом записали за три дня, а потом три месяца сводили, мастерили и т. д. Столь стремительная запись – типичная для вас ситуация? И почему постпродакшен занял так много времени?
– Я не видел никакого смысла растягивать процесс. Материал был готов, и эти три дня отлично вписались в мой плотный гастрольный график. Три дня было на то, чтобы записать сырой, адекватный задумке баянный звук. Вся дальнейшая работа, поиск пространств и прочие красоты – это постпродакшен. Логично, что это занимает много времени. Работал я над альбомом вместе с украинским продюсером и музыкантом, сооснователем группы «Океан Эльзы» Юрой Хусточкой. Нам было важно найти взаимопонимание в вопросе звуковых решений альбома.
– В аннотации к работе указано, что вы хотели избежать излишней академичности. Почему? И получилось ли, на ваш взгляд?
– Я хотел избежать академичности в звуке, не в самом музыкальном материале. У меня академический бэкграунд, я окончил Академию музыки в Минске, и, конечно, это огромная база знаний и умений, на которых я до сих пор выстраиваю свое творчество. Звук баяна может иметь ярко выраженную фолково-эстрадную окраску, а может быть нарочито академичным. И это не то, что я ищу и ожидаю от моего инструмента. Академичность для меня – это идеальность. Но она далека от моей реальности.
Фото: пресс-служба
– Также в аннотации к альбому вы сообщаете, что музыка для Niti «перерабатывалась под воздействием книг афганского писателя Халеда Хоссейни». Какие произведения Хоссейни произвели на вас столь сильное впечатление, что это отразилось в творчестве, и почему?
– События его книг разворачиваются на фоне войны, захвата власти, религиозного маразма, это порождает бесправие и геноцид. Звучит, конечно, эпично и приторно. Но я очень ярко представил отдельно взятого человека, который сталкивается со всем этим. Я представил отца, который ничем не может помочь своему ребенку. Осознание этой беспомощности меня просто разорвало. Еще я вспоминал рассказы моей бабушки, которую ребенком вывезли в Германию во время Второй мировой войны. Это то, к чему я вел свое повествование на протяжении альбома, его кульминационная точка. Хоссейни просто облек мою музыку в слова и дал мне глубже понять, о чем мое творчество.
– Чем концертное исполнение будет отличаться от студийного? Чего ждать зрителям на презентации альбома?
– «Забудьте все, что вы знали об аккордеонной музыке» – так начинался обзор моего недавнего выступления в бельгийском городе Генте. Концертная программа выйдет за рамки просто исполнения альбомных треков. Будет несколько новых работ, которые, на мой взгляд, обозначили новую, постальбомную волну в моем творчестве. Это будет концентрат меня – и кого-то от этого вывернет, а кто-то в этом растворится. Надеюсь на глубокое эмоциональное погружение, и площадка этому способствует. Я всегда воспринимаю концерт как нечто большее, чем просто исполнение моей музыки, это своего рода моноспектакль. Меня нужно видеть, это очень интимный процесс, которому вы станете свидетелем. Ну, если звезды сойдутся.
Концерт, запланированный на 19 марта, перенесли на осень – следите за афишей
Культурный центр «Дом»
Большой Овчинниковский пер., 24, стр. 4
Стоимость входного билета онлайн – 700 рублей,
стоимость билета на входе в день концерта – 1 000 рублей
16 марта, 2020