На фоне пандемии коронавируса власти многих стран просят своих граждан отказаться от рукопожатий – так легко можно передать вирус другому человеку. Роспотребнадзор тоже рекомендует россиянам здороваться на расстоянии, а в своей брошюре «Правила профилактики новой коронавирусной инфекции» призывает «соблюдать дистанцию не менее метра и следовать этикету». При этом рукопожатие как раз часть этикета. Как быть? Можно ли отказаться от них, не прослыв хамом, и появятся ли после карантина новые правила хорошего тона? Разбираемся.
Рукопожатие – знак доверия. В Средневековье с его помощью рыцари демонстрировали, что безоружны. В деловых кругах оно символизирует чистоту намерений (но не рук). И у многих сегодня отказ от этого ритуала вызывает недоумение вкупе с подозрением. Но, кажется, пришло время менять свои привычки. «Если вы не хотите жать руку своему собеседнику (а вы имеете сейчас на это полное право), лучше действовать на опережение, – говорит Татьяна Николаева, педагог-консультант по этикету и деловому протоколу. – Это позволит избежать неловкости. Например, можно отвлечь человека, задав какой-нибудь вопрос. Тогда он забудет о своих намерениях. Либо можно напрямую сказать: «В связи с пандемией меняю свои привычки, давайте обойдемся без рукопожатия». Если же руку вам уже протянули, то свой отказ принять ее нужно формулировать так, чтобы вина осталась за вами: «А вам нужны мои микробы?» или «Не хочу вас заразить, мало ли что». Получается, что здесь действует тот же принцип, по которому мы переспрашиваем. Говорите «извините, я не расслышал», делая акцент на «я», даже если дикция собеседника оставляет желать лучшего, всегда берите вину на себя».
Деловой протокол сейчас вынуждены менять и политики. Но даже у них это сопровождается неловкими заминками. Вспомнить хотя бы Ангелу Меркель, которая протянула руку министру внутренних дел Германии, а тот ограничился лишь вербальным приветствием. Вне контекста пандемии это вопиющая ситуация: на политическом уровне отказ от рукопожатия – откровенная демонстрация своего недовольства. Но время диктует новые правила, и сегодня такой казус не политический скандал, а почва для интернет-мемов.
«Каждый слышал термины «рукопожатный» и «нерукопожатный», – поясняет Татьяна Николаева. – То есть буквально: есть люди, которым рады всегда и везде, а есть те, которым никто руки не подаст. Получается, рукопожатие настолько укоренилось в нашей культуре и несет так много смыслов, что вряд ли оно когда-нибудь уйдет из делового, да и повседневного этикета. Кроме того, с точки зрения гигиены рукопожатие само по себе не так уже и страшно, если не тянуть потом руки к лицу». Согласно исследованиям, человек трогает лицо от 16 до 23 раз в час. И избавиться от этой привычки практически невозможно. Поэтому врачи рекомендуют протирать руки дезинфицирующими средствами или салфетками. Правда, лучше это делать где-нибудь в сторонке, а не на глазах у того, чью руку вы только что пожали. Да, в Сети есть много видео с новыми видами приветствий: локоть к локтю, нога к ноге или просто подмигивание – но их шансы прижиться и заменить привычное всем рукопожатие ничтожно малы.
Есть такая наука – проксемика, она изучает общение и пространственные отношения между людьми. Оказывается, размеры личного пространства конкретного человека зависят от самых разных факторов: пола, возраста, культуры, климата и каких-то индивидуальных особенностей вроде веса или темперамента. Об этом говорят результаты исследований научного сотрудника Центра кросс-культурной психологии и этологии человека Института этнологии и антропологии РАН Юлии Феденок. Она уверена, что деревенские жители соблюдают большую дистанцию, чем городские; у мужчин личное пространство больше, чем у женщин; а дети обычно подходят к собеседнику ближе, чем взрослые. При этом любое нарушение личных границ воспринимается как угроза. Но стресс человек испытывает не только если собеседник подходит слишком близко, но и в случае, когда дистанция искусственно увеличивается, как это происходит сейчас из-за коронавируса. «Нормы пространственного поведения мы усваиваем обычно к 14–16 годам, – объясняет Феденок. – У взрослых людей они не меняются. И поэтому человек, переехавший в другую страну или оказавшийся в условиях, где действуют другие правила, неминуемо испытывает дискомфорт».
В условиях пандемии жители многих стран вынуждены расширять свои личные границы. Это диктуют местные власти: «Не собираться группами. Держать дистанцию. Сидеть дома». Такое давление, конечно, выбивает из колеи. «Индивидуальная дистанция москвичей – 41,4 сантиметра, – делится результатами своего исследования Юлия Феденок. – Пока я не замечаю, чтобы она увеличивалась у тех горожан, которые все-таки выходят из дома. Разве что у тревожных людей. Они как раз стараются дистанцироваться». Чтобы выработать новые нормы пространственного поведения, уверяет Юлия, нужно воспитать целое поколение. То есть в нынешней ситуации мы должны прожить минимум лет 15. Все остальное – временное явление.
А вот как вести себя со слишком напористым собеседником? Согласно правилам безопасности, расстояние между двумя людьми в эпоху пандемии не должно быть меньше одного метра. Так как быть с теми, кто прижимается к вам в аптеке или продуктовом? Можно, конечно, без лишних слов отступить на шаг назад или вперед. Но это может вызвать зеркальную реакцию, и так, шаг за шагом, вы обнаружите себя припертым к стенке. «Если начинаются такие «танцы», то лучше прямо сказать, что при теперешних обстоятельствах никто ни в чем не может быть уверен, – предлагает консультант по этикету Татьяна Николаева. – И добавить: «Я не чувствую себя больным, но мои ощущения могут быть обманчивыми. Этот вирус коварный, и лучше сильно не приближайтесь. Мало ли что!» В общем, для отстаивания своего личного пространства сейчас самое время.
Приветственный поцелуй (а в некоторых странах два, три и даже четыре чмока) стал для европейцев обычным делом еще в начале XX века. Привычка зародилась в аристократической среде и многими воспринималась тогда как признак демократизации общества. На Руси было принято христосоваться на Пасху – символически показывать свою любовь к ближнему. Целовались в этот день с любым знакомым человеком (и тут попробуй откажись – не поймут!). А вот светские поцелуи появились у нас только лет 20 назад. «Я бы назвала эту традицию искажением этикета, – объясняет Татьяна Николаева. – Настоящий этикет никогда не приветствовал тесные объятия и поцелуи при встрече с малознакомыми людьми. Это могли себе позволить только близкие – члены семьи и хорошие друзья. То есть люди, у которых уже есть в каком-то смысле общая микрофлора. Тут гигиена играет не последнюю роль. Но курс на открытость к общению, равенство и толерантность привел к тому, что социальные поцелуи вошли в обиход. Я бы назвала это расхлябанностью. Как сказал один умный человек: «Панибратство – вежливость плебеев». Мне бы хотелось, чтобы этикет в своем привычном понимании все-таки стал для нас нормой. И поцелуи при встрече в него не входят».
Чем больше прикосновений допускает национальная культура, тем сложнее людям отказаться от физических контактов. «Населению надо дать привыкнуть к немного асоциальному поведению: не целоваться, не обниматься», – заявил врач Джованни Рецца, и итальянцы приуныли. Все потому, что тактильные приветствия – часть их менталитета и переживать подобные ограничения им и, например, французам труднее, чем нам. В России поцелуй при встрече допускается лишь при определенных условиях. «Например, так могут поздороваться друг с другом молодые девушки, подруги, родственники, – говорит научный сотрудник Института этнологии и антропологии Юлия Феденок. – Поцелуй в щеку может позволить себе и мужчина, приветствуя молодую женщину до 30 лет. Но вот с малознакомой женщиной за 40 уже никто не целуется, правда ведь? Потому что во всех остальных случаях это у нас не принято». А в условиях всеобщего карантина лишние поцелуи так и вовсе дополнительный стресс. Для тех, кто хочет ограничиться воздушными, тоже есть пара правил: надо подальше отойти и дуть не очень сильно, чтобы вместе с поцелуем до адресата не долетели и бактерии.
В общем, пандемия вносит коррективы в нашу повседневную жизнь. Мы, например, все больше привыкаем к общению через экран смартфона и ноутбука, чем к личным контактам. И вполне возможно, что в ближайшее время нас будет больше заботить цифровой этикет. И тем не менее такая древняя традиция, как рукопожатие, вряд ли куда-то денется после карантина. А вот привычка протирать руки и уважать личное пространство – урок, который мы точно усвоим после коронавируса.
Полина Ермолаева
26 марта, 2020