Гузель Яхина, Галина Юзефович, Маша Трауб и еще 7 писателей о жизни в самоизоляции

Гузель Яхина, Галина Юзефович, Маша Трауб и еще 7 писателей о жизни в самоизоляции

Рассказываем, как на карантине проводят время и организуют рабочий процесс современные российские авторы: какие читают книги, какую музыку слушают и какие сериалы смотрят.

Гузель Яхина, Галина Юзефович, Маша Трауб и еще 7 писателей о жизни в самоизоляции
Гузель Яхина
автор книг «Зулейха открывает глаза», «Дети мои»


С началом самоизоляции в моей жизни ничего особенно не изменилось. Основная часть моей работы – в одиночестве за столом, у меня мало встреч и контактов. Что поменялось к лучшему, так это общение с друзьями и коллегами за рубежом: раньше мы общались реже и не так глубоко, как сейчас. Произошедшее неожиданно подстегнуло нашу дружбу и укрепило связи. Пандемия проявила в людях много сочувствия и сопереживания: мы все в разных странах сообща проходим через это испытание.

Более всего не хватает сегодня ощущения открытого мира. Раньше я всегда понимала, что любимые города и любимые люди рядом, что границ почти нет. Неважно, в России или за рубежом – ты всегда можешь сорваться и улететь, чтобы вечером зайти в гости к другу, который живет в другой стране. Вряд ли самоизоляция закончится вдруг: нормальная жизнь будет возвращаться очень постепенно, возможно, в несколько волн. Наверное, первым делом я пойду спокойно прогуляться в парк.


Гузель Яхина, Галина Юзефович, Маша Трауб и еще 7 писателей о жизни в самоизоляции
Вадим Панов
автор цикла книг «Тайный город», «Анклавы» и «Герметикон»


Я оказался среди самых подготовленных к самоизоляции людей, поскольку большая часть моей работы и так проходит дома. Главное отличие от привычного образа жизни – постоянное присутствие близких, а значит, нужно больше такта, внимательности и компромиссов. Не нужно быть психологом, чтобы понять, что долгое пребывание в ограниченном пространстве может привести к ссорам и разладам, и именно поэтому сейчас, как никогда раньше, нужно включать на полную мощность ваше спокойствие, хладнокровие и житейскую мудрость. Нужно быть терпимее и помнить, что изоляция обязательно закончится и продолжится обычная жизнь.

Я люблю слушать музыку, у меня очень большая фонотека: от этно до альтернативы, зависит от настроения. Иногда нужна музыка, чтобы работать, – она создает нужный фон, но опять же разная музыка для разных эпизодов и персонажей.


Гузель Яхина, Галина Юзефович, Маша Трауб и еще 7 писателей о жизни в самоизоляции
Галина Юзефович
автор книг «Удивительные приключения рыбы-лоцмана», «О чем говорят бестселлеры» и «Таинственная карта»


В самоизоляции мы почему-то все время работаем. Поэтому никаких радикальных изменений в культурном, если так можно выразиться, потреблении у нас не произошло – времени, вопреки ожиданиям, стало не больше, а меньше, так что какие уж тут новые развлечения. Слушаю в основном Филипа Гласса, Майкла Наймана и прочий инструментальный минимализм – это мой стандартный рабочий саундтрек в наушниках. Он же теперь и моя форма самоизоляции от детей, которые время от времени приходят посмотреть кино или просто потусоваться в гостиной, где находится мое рабочее место. Иногда вечером удается посмотреть с мужем и сыновьями кино или сериал – освоили, наконец, «Страйка» по книгам Роберта Гэлбрейта и «Дублинские убийства» по романам Таны Френч (первый отличный, второй – ну, так, на троечку). Посмотрели «Джентльменов» Гая Ричи – опоздали, когда фильм шел в кино, и вот теперь получили бездну удовольствия.

Ни на какие трансляции или лекции, о которых все с таким восторгом пишут, нет ни времени, ни сил: я оказалась жутким консерватором и от онлайна очень устаю. А поскольку у меня каждый день лекции в университете, встречи по работе, книжные клубы, запись подкаста и еще примерно миллион событий в Zoom (а также Skype, BlueJeans и других программах для видеоконференций), то добровольно погружаться туда же в свободное время я просто не в состоянии.


Гузель Яхина, Галина Юзефович, Маша Трауб и еще 7 писателей о жизни в самоизоляции
Маша Трауб
автор книг «Лишние дети», «Бедабеда», «Или я сейчас умру от счастья»


Мы с мужем работаем – для нас мало что изменилось. Но работы стало даже больше, чем раньше, и несколько изменился ее характер. Видеозаписи, видеоконференции, видеосеминары. Дети учатся. У дочки – она занимается художественной гимнастикой – тренировки четыре раза в неделю в Zoom. День расписан по минутам у всех членов семьи.

Во всех сложных ситуациях меня спасает классическая музыка, пусть и идущая фоном. Ее хорошо слушать, когда нужно дать отдохнуть глазам от экрана компьютера или от дисплея постоянно звякающего смартфона.

Сейчас лучшее время для того, чтобы пересмотреть старое, любимое кино, включая детское. И тогда обнаруживается, что, например, в последние годы не снимают сколько-нибудь сносного детского кино. Моя дочь десяти лет смотрит советские детские фильмы и киносериалы. Потрясающие фабулы, уровень режиссуры, не говоря уже о киномузыке. Опять же с дочкой мы все с интересом готовы слушать старые радиозаписи «Клуба знаменитых капитанов». А вот на взрослые трансляции времени нет. Мы, увы, сейчас вынуждены быть по ту сторону экрана – со стороны вещающих, а не слушающих.


Гузель Яхина, Галина Юзефович, Маша Трауб и еще 7 писателей о жизни в самоизоляции
Марина Степнова
автор книг «Женщины Лазаря», «Хирург», «Безбожный переулок»


В самоизоляции я оказалась раньше остальных, поскольку преподаю писательское мастерство в магистратуре Высшей школы экономики. Как только студентов перевели на дистанционное обучение, мир для большинства преподавателей остановился в прямом смысле. Выходить на улицу нам просто некогда.

В основном я ничего не успеваю, но отчаянно пытаюсь. Кроме студентов, у меня есть еще семья (муж, совсем маленькая дочь и старенькая мама), очень сложный сценарный проект, миллион обязательств перед самыми разными институциями и людьми. В попытках разорваться между всеми ними на равные части и проходят дни.

Я и без карантина много лет смотрю кино ежедневно. С огромным и неожиданным удовольствием посмотрела последнего Тарантино. Вообще-то я его не люблю, совсем не мой режиссер, но «Однажды в… Голливуде» – прекрасный фильм. Сама не верю, что я сказала это именно про Тарантино. Еще одна совсем свежая находка – сериал «Неортодоксальная».

Счастье, как выяснилось, состоит из глупостей и мелочей. Из возможности обнять при встрече старого друга или выйти в любой момент на улицу. Мир оказался еще меньше, чем мы думали. И люди – самое лучшее, что в нем есть. Возможно, именно этот урок нам и предлагают усвоить.


Гузель Яхина, Галина Юзефович, Маша Трауб и еще 7 писателей о жизни в самоизоляции
Лариса Парфентьева
автор книг «100 способов изменить жизнь» и «33+. Алфавит жизненных историй»


Сейчас я много работаю, много читаю, много болтаю по телефону и перебираю шкафы. Роскошь, одним словом. И самое удивительное: я начала бегать, хотя до этого были тысячи отмазок. Бегаю я по территории своего участка размером в шесть соток. За сегодня – десять километров. Наверное, со стороны моя беготня от забора до забора выглядит как истерика.

В самоизоляции я решила пересмотреть все фильмы с Томом Хэнксом. Он гений, конечно. Позавчера была «Зеленая миля», вчера «Форрест Гампа», а сегодня «Изгой». Все-таки самоизолироваться одному на острове гораздо хуже, чем в уютном доме, куда тебе привозят еду. Правда, мне теперь хочется завести своего собственного Уилсона.

Сейчас у меня в топе команда Worakls Orchestra, это такое серьезное техно. А сегодня «Яндекс.Музыка» выдала мне в рекомендованных курганскую группу «Невидимка», и я подсела. В перерывах между этим слушаю Андреа Бочелли, «ДДТ» и Nirvana.


Гузель Яхина, Галина Юзефович, Маша Трауб и еще 7 писателей о жизни в самоизоляции
Олег Рой
автор книг «Три цвета любви», «Три ступени вверх», «Сказочный патруль»


На самом деле сейчас я занимаюсь тем же, чем и раньше, – работаю! Пишу, надиктовываю, довожу до ума тексты, до которых раньше не доходили руки, общаюсь со своими читателями в социальных сетях. А благодаря тому, что всевозможные поездки, съемки, переговоры сошли на нет, могу себе позволить чуть больше поспать, посмотреть кино или не торопясь и с удовольствием приготовить что-нибудь.

За то время, пока нахожусь дома, успел пересмотреть почти все любимые советские блокбастеры. Очень люблю и боевики типа «Джона Уика», и фантастические геройские истории Marvel, даже мелодрамы иногда смотрю: только вчера – даже не помню, в который уже раз, – пересматривал потрясающий фильм «Легенды осени». Из сериалов очень яркое впечатление оставил «Молодой Папа».

Лекции и трансляции не слушаю, но зато по несколько раз в неделю сам провожу трансляции, онлайн-чтения и общаюсь со своими читателями: на собственных страницах в Instagram и «ВКонтакте», на ресурсах различных книжных магазинов, библиотек и других площадках. Как оказалось, это ничуть не хуже, а в некотором смысле даже и лучше, интереснее, чем традиционные презентации и встречи, ведь интернет и камера, стоящая напротив, не ограничивает твое общение практически ничем – ни временем, ни расстоянием.


Гузель Яхина, Галина Юзефович, Маша Трауб и еще 7 писателей о жизни в самоизоляции
Денис Драгунский
автор книг «Нет такого слова», «Господин с кошкой» и «Дело принципа»


Вообще я привык сидеть дома за компьютером. Я 45 лет не ходил на работу, разве что первые годы после филфака. Еще слова такого не было – «удаленка», а я всю жизнь работал именно так. Но вот без чего скучаю – это презентации, встречи с читателями, да и просто гости! У меня было запланировано много встреч в марте, апреле и мае. Но вот такая история. Однако надеюсь наверстать начиная с сентября, когда вновь откроется литературный сезон.

В условиях кризиса лучше всего идут куплеты Мефистофеля из «Фауста» – это если настроение саркастическое. Если трагическое – Libera Me Верди в исполнении Леонтины Прайс или Анджелы Георгиу. Если хочется оптимизма – «Марш победителей» из «Аиды». Та-рам, тара-рарам-та-там! Наша все равно возьмет!

Сериалы я не смотрю вообще. На свете живут полмиллиарда буддистов, они не ходят в церковь – у них другая вера. Вот так же и я: в мою художественную веру сериалы как-то не помещаются. А из фильмов хочу кое-что пересмотреть: «Жилец» Поланского, «Ущерб» Луи Маля.


Гузель Яхина, Галина Юзефович, Маша Трауб и еще 7 писателей о жизни в самоизоляции
Нина Дашевская
автор книг «Я не тормоз», «День числа Пи», «Тео – театральный капитан»


На карантине интересной штукой оказалось онлайн-обучение. Притом что я никогда не любила встречи в Skype, от слова «вебинар» мне становилось не по себе. А уж записать себя на видео вообще было делом невозможным. Да и любое компьютерное действие, кроме набора букв, мне дается с трудом. Но тут оказалось, что нужно осваивать самые разные площадки, а работать онлайн можно не только в режиме «я говорю, вы меня слушаете и киваете».

Очень вдруг стало популярным чтение вслух. Читают авторы, актеры, библиотекари, просто люди – и это для меня неожиданно. Казалось бы, такое количество онлайн-контента, зачем еще чтение вслух! Однако оказалось, что живой голос, который просто читает историю, хочется слушать. И я стала даже за собой замечать: мне хочется что-то прочесть вслух. Раньше такого не было.

Многие говорят, что пришло время читать толстые книги. Но я не могу сейчас сосредоточиться, нырнуть в большую книгу как читатель – если говорить о взрослой литературе. Отдельное спасибо хочу сказать Анне Наринской с ее проектом «Книжная койка» в «Новой газете». Один день – один рассказ. Разные жанры, разные времена, хорошо знакомое и совершенно новое. Сейчас мое взрослое чтение большей частью оттуда (иногда автор рассказа крепко цепляет, и я иду за ним и дальше).


Гузель Яхина, Галина Юзефович, Маша Трауб и еще 7 писателей о жизни в самоизоляции
Дарья Гейлер
автор книги «Вижу цель – иду к ней»


Мы с мужем и раньше работали удаленно, это вполне естественно. Сэкономленное время на поездки мы посвящаем работе, детям, чтению книг. При этом мы организовали режим 5/2, чтобы, как и раньше, было время на работу и на отдых. Сад закрыт, но у нас есть бабушка, и она помогает с девяти до 18. Младшему сыну всего полтора месяца, он сейчас почти все время спит. Так вышло, что сразу после роддома я сначала сама себе устроила двухнедельный карантин, ведь в начале апреля уже было достаточно тревожных новостей, а потом его ввели повсеместно. Так что я буквально с 2 апреля сижу дома и успела сделать даже больше, чем когда была свободна. Успеваю работать, учиться, тренироваться вместе с мужем и играть с детьми.

Очень мало сейчас смотрим сериалов, успеваем одну, а то и половину серии вечером, когда у нас чайный ритуал. Уложили детей, включили телик и чуточку позалипали, пока не уснули, а в шесть нас будят, и тут хочешь не хочешь, а побежишь – сначала дети, потом свои дела. Но в качестве совета рекомендую смотреть красивые сериалы, как, например, «Политик» и «Молодой Папа».

Считаю, что сейчас самое время проанализировать ценности. Расставить все по местам и распределить ресурсы только на то, что связано с жизненно важными задачами. Лекции я слушаю только полезные по работе, причем не просто слушаю, а сразу применяю. В январе я начала учить испанский, вот здесь как раз мой отдых. Не думала, что у меня на него будет время, а теперь оно есть. Занимаюсь с педагогом два раза в неделю плюс самостоятельно.

Звездные новости, рецепты столичных шеф-поваров и последние тренды — на «Дзене»

Подписаться

Новости