Самоизоляция: писательница Гузель Яхина

Самоизоляция: писательница Гузель Яхина

В рубрике «Самоизоляция» мы спрашиваем известных москвичей, чем они занимаются, пока в мире бушует эпидемия коронавируса. Сразу после премьеры сериала «Зулейха открывает глаза» на телеканале «Россия 1» решили поговорить об экранизации с Гузель Яхиной. И попросили рассказать, как проходит самоизоляция.

Считаю, что сериал «Зулейха открывает глаза» состоялся как самостоятельное творческое произведение. Не все моменты мне понравились, но если смотреть не на отдельные деревья, а на лес в целом – получилось достойно. Для меня было важно, чтобы в фильме звучал голос большой истории, и режиссеру это удалось: уже в первой серии называются цифры раскулаченных, рассказывается о том, что происходит в стране. Это не частная история одной крестьянки. Это трагедия народа.

В романе главной для меня была психологическая линия. Траектория изменения героини, метаморфоза, превращение из бессловесного и бесправного существа в свободную женщину. Также была важна материнская линия – история страсти Зулейхи к сыну Юзуфу. В сериале сценаристы образовали выраженный любовный треугольник, этого не было в книге. Это конвенция сериального жанра. Не так давно я училась в сценарной школе и понимаю, как тяжело делать адаптацию литературного произведения. История Зулейхи рождалась как сценарий – можно сказать, как фильм в голове, – поэтому я рада самому факту, что роман воплотился на экране. Так что я, может быть, и строгий, но не суровый критик.

Зулейха – лучшая роль Чулпан Хаматовой. Ее героиня в первой и в последней серии – это два разных человека. Хаматова все время была для меня единственной кандидатурой. Я думала о ней еще на этапе создания сценария, из которого потом вырос роман. Позже я озвучила свое желание, когда мы заключали договор на экранизацию с ВГТРК. До этого мы уже общались с Чулпан в эфире на радио, и она признавалась, что ей было бы интересно сыграть Зулейху. И вот все срослось. Хотя, наверное, можно было бы пойти другим путем – пригласить неизвестную актрису, возможно, что-то и вышло бы.

Последствия коронавируса будут разными в зависимости от того, сколько все это продлится. Думаю, фантазировать на эту тему преждевременно. Для нас, взрослых, это будут просто последствия, а для тех, кто достаточно молод (12–17 лет), эпидемия станет событием, которое сформирует поколение. Для меня таким переживанием когда-то стали перестройка и развал СССР, меня это вылепило, а мои родители воспринимали происходящее совершенно иначе.

Я ничего толком не смотрю и не читаю. Когда работаешь над текстом, чужие голоса в голове мешают – со своими бы разобраться! Совмещать не получается, сбивает. Однако в последние несколько дней я посмотрела первые серии прекрасного сериала Романа Волобуева «Последний министр». Блестящий фарс, шикарно сделан. Очень умная и тонкая политическая сатира. К жанру фарса я отношусь осторожно, он очень сложный. Но тут все получилось.

Фото обложки: Владимир Астапкович

Все самое интересное — у нас в Telegram

Подписаться

Новости