Режиссер Клим Шипенко – о том, как карантин отразится на российской киноиндустрии

Клим Шипенко – самый успешный режиссер 2019 года, автор скандального «Текста» и популярного «Холопа». Если уж и говорить с кем-то о будущем российского кино, то точно с ним. Так мы и сделали. А заодно узнали, чем режиссер занимается в самоизоляции, какие проекты у него в работе и почему он не хочет снимать фильм об эпидемии.

Мой карантин проходит как у всех. Читаю, смотрю, работаю над сценариями, использую время максимально продуктивно. Взялся за толстые книги, до которых без самоизоляции руки никогда бы не дошли: они огромные, а читаю я медленно. Собираюсь посмотреть наконец «Игру престолов». Вот такой план на май.

Сейчас все проекты на паузе. Декорации строить нельзя, полноценно встретиться с группой тоже. Можно только о чем-то договариваться или работать над сценариями. Zoom и конференции не могут полноценно компенсировать процесс. Я сейчас занимаюсь девелопментом. Это очень важная часть процесса: от меня, как правило, зависят и люди, и бюджеты, и надо убедиться в том, что ты правильно придумал историю и направление, чтобы потом не оказалось, что все побежали не туда.

Все, кто работает в индустрии, сейчас сидят без денег. В кино гонорарная схема: есть проекты – есть гонорар, и наоборот. За редким исключением люди работают от проекта к проекту. Остановлены съемки даже проектов, которые были запущены и отработаны на две трети. К тому же киноиндустрия в России – вещь сезонная. Множество проектов снимают летом, когда длинный световой день. Для того чтобы начать съемки в июне, надо активно ездить, смотреть, пробовать уже сейчас, а все это невозможно. Нынешний сезон для многих будет потерян. Может, к августу кто-то что-то успеет.

Очень много вопросов, как все будет разворачиваться дальше. Вернутся ли люди в кинотеатры сразу после отмены режима самоизоляции? Целесообразно ли переносить премьеры на осень? Какой уровень прибыли будет у тех, кто стартует на площадках онлайн-кинотеатров? Теряют ли от этого деньги продюсеры? А что делать – оставлять фильм год на полке или все-таки показать в интернете, пока люди дома и настроены что-то смотреть? Может, это и неплохой ход. Стопроцентных рецептов пока нет, только поиск решений.

Я чувствую себя плохо. А что, кто-то чувствует себя хорошо?


Время сейчас не кинематографичное. Все замерло, ничего не происходит. Где экшен? Наверное, можно сделать кино про врачей, которые сражаются с вирусом. Но глобально будут снимать про что-то еще. От эпидемии все устанут. Ну кому интересно об этом смотреть? Стивен Содерберг снял «Заражение» десять лет назад. Пересматриваешь и думаешь: «Ну ни фига себе». Но это все случилось до. Во всяком случае, я про вирус снимать не хочу.

Фото обложки предоставлено Климом Шипенко