Голландка Мип Гиз, прятавшая Анну Франк, немецкий журналист Себастьян Хафнер, военная переводчица Елена Ржевская, блокадница Валентина Сурвило – все они либо рассказывают о войне от первого лица, либо доверили свое прошлое биографам. Книги из этого списка помогут заглянуть за исторические обобщения и увидеть жизни настоящих людей.
Когда началась война, студентке Литературного института Елене Ржевской было всего 22 года. В октябре 1941-го она записалась на курсы военных переводчиков, а уже через три с половиной года пересекла границу Германии. Задачей ее оперативной группы было найти Адольфа Гитлера. Об обстоятельствах обнаружения и последующей идентификации трупа фюрера и рассказывает это книга, составителем и переводчицей которой стала внучка Ржевской Любовь Сумм. «Записки военного переводчика» впервые выходят в том виде, в котором были задуманы автором, без пропусков и умолчаний, и в наши дни читаются как остросюжетный детектив.
Дневник еврейской девочки Анны Франк – одно из самых знаменитых произведений о холокосте. Ту самую рыжую тетрадку сохранила Мип Гиз – голландка австрийского происхождения, которая два года помогала Франкам скрываться от нацистов. Каждый день она, рискуя жизнью, приносила в убежище продукты и новости о том, как идет война. Ее собственные воспоминания о тех днях опубликовали через четыре десятилетия после смерти Анны в концлагере – в 1987 году. Рассказ Мип Гиз – ценное свидетельство жизни обычных голландцев в оккупированном городе.
Читайте также
Уникальный графический роман о блокадном Ленинграде. Петербургская художница Ольга Лаврентьева родилась в 1986 году, но для своего комикса обратилась к биографии бабушки – Валентины Викентьевны Сурвило. Несколько лет подряд внучка внимательно записывала воспоминания родственницы о ее близких, войне, жизни после нее. О надежде, которая поддерживала бабушку столько лет, и страхе, который так и не оставил ее. Художественные высказывания такой силы – все еще редкость в отечественной литературной реальности.
О полячке Ирене Сендлер редко говорят на уроках истории. Между тем всего за год Второй мировой войны она спасла из варшавского гетто 2 тысячи детей. До 1943 года, пока ее не арестовало гестапо, она вывозила детей на санитарной машине, прятала их под пальто, в чемоданах и гробах, выводила по канализационным трубам. «Ангел из гетто», «польский Шиндлер» – у Ирены Сендлер много прозвищ, но недостаточно известности. По-настоящему она пришла к ней только под конец XX века. Книга американской писательницы и историка культуры Тилар Маццео – третья попытка пересказать жизнь этой смелой женщины.
Воспоминания чистокровного немца, журналиста и историка Себастьяна Хафнера дают один из возможных ответов на главный вопрос современников – как могли немцы принять нацистскую идеологию, как допустили создание Третьего рейха. Сам Хафнер уехал из Германии уже в 1938 году, поселился в Лондоне, где и написал собственную версию прихода нацистов к власти. Он назвал период с 1914 по 1933 год «историей своеобразной дуэли». Главные соперники на этом поле боя – безжалостная машина государства и маленький человек, который только и хочет, что сберечь свою личность, но эту возможность ему оставляют далеко не всегда.
Ставшие классикой иллюстрированные воспоминания знаменитого военного фотокорреспондента Роберта Капы. На фронте он выполнял заказы для разных американских изданий, поэтому постоянно перемещался: из Англии в Африку, из Италии во Францию, а оттуда в Германию. Он был единственным фотографом, кто снимал высадку союзнических войск в Нормандии в 1944 году. Нажимая на курок фотоаппарата, он сохранял историю, а в перерывах от важных для всего мира дел выпивал с Хемингуэем и крутил романы с замужними женщинами. Его книга – захватывающий приключенческий роман, все-таки не зря сам Капа мечтал стать еще и писателем.
Женщины в Великую Отечественную войну были сестрами милосердия, производили боеприпасы, служили в боевых подразделениях, ходили в разведку, управляли танками и самолетами. «У войны не женское лицо» – миф, который своим художественно-документальным сборником белорусская писательница Светлана Алексиевич решила развенчать. Изданная в 1985 году книга впервые включила в русскоязычную литературу разнообразный женский фронтовой опыт. Именно это произведение положило начало знаменитому циклу Алексиевич «Голоса Утопии» о людях, выросших в советском и постсоветском пространстве.
09 мая, 2020