Саша Фролова – российская современная художница, известная на весь мир своими поп-перформансами в ярких надувных костюмах из латекса. Она уже выступала на Венецианском карнавале и закрытом ужине Dolce & Gabbana, а этой осенью в ее планах – большая персональная выставка в Московском музее современного искусства. Узнали о книгах, музыкантах и художниках, которые вдохновили ее на создание собственного волшебного мира.
Я училась в медицинском колледже и собиралась поступать в медицинский институт. Уже ходила на подготовительные курсы, как вдруг в середине февраля мне приснился сон с каким-то прекрасным живописным полотном. Этот сон не выходил у меня из головы. Через пару недель я случайно оказалась в Третьяковской галерее на Крымском Валу, где тогда была выставлена эта работа Василия Кандинского. Ни одно произведение искусства не оказывало на меня такого глубокого воздействия. Я простояла перед картиной около получаса, по моим щекам текли слезы – это было произведение из моего сна. Я осознала в этот момент, что хочу быть художником и не могу им не быть. Спустившись в гардероб, я увидела объявление: в Третьяковке состоится лекция Андрея Бартенева. Я пришла на нее через неделю, а сразу после стала ассистентом художника. Так благодаря «Композиции VII» моя жизнь изменилась навсегда.
Когда у меня портится настроение и опускаются руки, я сажусь и в течение нескольких часов смотрю японские клипы на YouTube. Моя любимая исполнительница – Кяри Памю Памю. У нее необыкновенные клипы и какой-то очень родной, понятный мне визуальный язык. Ее продюсер – безумно талантливый диджей и композитор Ясутака Наката, который создал еще несколько выдающихся поп-проектов – Capsule и Perfume. Я мечтаю когда-нибудь поработать с ним. Еще одна моя любимица – виртуальная певица Хацунэ Мику. Она вокалоид, голос ее синтезирован из семплов, музыку для нее создает компьютер, а выступает она в виде голограммы, при этом собирая стадионы. Одно из самых ее поразительных выступлений было на берегу залива Йокогама, когда ее изображение проецировалось на мелкодисперсное водяное облако и создавало голограмму певицы гигантского размера.
Codex Seraphinianus – это энциклопедия выдуманного мира, написанная на выдуманном языке итальянским художником Луиджи Серафини в конце 1970-х. Впервые об этой книге я узнала в 2012 году. И она до сих пор моя самая-пресамая любимая, мой инструмент для самовдохновления. Я обожаю рассматривать ее, а делать это можно бесконечно. Листая страницы, я будто переношусь в детство, в то состояние, когда ты не умеешь читать и текст для тебя таинственен и недоступен, а картинки хочется разглядывать часами, пытаясь уловить их значение или выдумывая для них свой собственный смысл. Мне повезло познакомиться и подружиться с автором и даже посетить его студию в Милане – дворец волшебника Серафини, густонаселенный чудесами, невиданными зверями и цветными карандашами. Его студия наполнена рисунками и скульптурами-ребусами: клубок на человеческих ногах, кролики с конусами вместо голов, люди-ласточки во фраках, русалка-морковка и еще множество персонажей в натуральную величину, будто спрыгнувших со страниц «Кодекса».
Впервые оказавшись в Венеции, я влюбилась в нее навсегда. Это город искусства, город-театр, город-музей. Как сказал Борхес, она состоит «из хрусталя и сумерек». И при всем этом по ощущениям и по духу это вечно молодая и капризная принцесса. Я очень люблю там бродить на каблуках. В Венеции живет музыкальное эхо, и нет ничего прекраснее, чем гулять, слушая арпеджио своих шагов. Будто бы ты ведешь диалог с этим волшебным городом. Всякий раз, когда я оказываюсь там, мне кажется, что я во сне: нет машин и привычных признаков цивилизации. Будто бы это один огромный музей, по которому ты гуляешь и бесконечно его разглядываешь, находя все новые и новые экспонаты. В Венеции удивительный свет, такого света нет больше нигде в мире, он особенным образом отражается от ее дворцов. Воды лагуны невероятного цвета, переливающиеся и светящиеся изнутри. Туманы зимой, превращающие город в мираж. А если бы вы видели солнце, просвечивающее сквозь облако тумана, это настоящее чудо! Отдельным, ни с чем не сравнимым опытом был мой выход в костюме на площадь Сан-Марко перед многотысячной толпой во время Венецианского карнавала. Представьте: толпа людей, перед тобой сказочный собор, солнце, холодно, волнительно, но приятно, вокруг тебя создания в феерических костюмах… По всему телу бегали мурашки. Я будто бы слилась с душой Венеции в тот момент.
С его прозой я росла всю юность и полжизни, читая и перечитывая. Я получаю огромное удовольствие от языка Набокова, его метафор, поэзии, загадок и головоломок, которыми хочется любоваться, не разгадывая. Читать его – чистое наслаждение. Я переношусь в иную реальность, забываю о существовании всего остального мира и полностью погружаюсь в буквы, слова, образы, которые за ними встают. Мне так нравится жить внутри его текстов, между строк его книг, переплывать со страницы на страницу, не ощущая времени. Там всегда интересно, и не хочется выныривать. Его проза меня создала и воспитала. А его союз с Верой – для меня идеал отношений. Я мечтала бы найти своего Набокова, но это невозможно.
27 мая, 2020