Нет такого музея, театра или ресторана в Москве, чей руководитель не искал бы ответа на вопрос «Что будет с индустрией дальше?». Прогнозы на ближайшее будущее строят основатели главных городских фестивалей – спросили их о новых форматах, онлайнах и социальной дистанции.
В какой-то момент все вернется на круги своя, будут и фестивали, и ярмарки – но не в обозримом будущем. Думаю, что все хотят дождаться вакцины и быть абсолютно уверенными в своей безопасности. Фестивали и ярмарки освоят новые форматы – в виртуальном мире и офлайне. Мы точно будем продолжать и то и другое – наша онлайн-ярмарка LMBD.ru работает постоянно, без выходных и праздников, и вещи можно и нужно заказывать там, помогая малому бизнесу, поддерживая предпринимателей и дизайнеров. В офлайне после ослабления мер мы предполагаем делать ивенты, но немного в другом ключе – больше как постоянный магазин или поп-ап.
Будущее культуры туманно: те процессы, что наполняли наше мироощущение, иссякают буквально на глазах, высыхают до состояния культурных суррогатов или концентратов, наподобие замороженных булочек или сока Yupi. Я имею в виду цифровизацию. Наш проект «Сады и люди» невозможно оцифровать. Это фестиваль ландшафтного искусства с большой буквы И. Он настоящий, не нарисованный. Он не может пройти онлайн, как телепередача «Ваш сад». Наши средства художественной выразительности – это свет, цвет, запах, трепетание травинок под дуновением утреннего ветра и пение птиц. Наше искусство слишком живое, его смысл не передать по телевизору. Максимум, для чего нам нужен интернет и камеры, – это для того, чтобы рассказать максимальному количеству людей, что надо обязательно прийти и это все посмотреть. Мы очень рассчитываем, что в мир вернется разум и в этом году все сложится. Мы ждем всех на ВДНХ в августе – надеемся, что все получится.
Сейчас никто не может сказать, когда наступит время после эпидемии. Даже когда закончится период самоизоляции и работу начнет лишь небольшой процент предприятий, это, по сути, все еще время эпидемии. Уже понятно, что общественные мероприятия – последнее, что разрешат власти. Оптимистичный прогноз – ивенты с ограниченным количеством гостей разрешат проводить в конце лета – начале осени. Пессимистичный – будем год ждать вакцину. С точки зрения будущего маркетов могу сказать, что, безусловно, вырастут затраты на организацию – теперь она будет включать в себя и меры предосторожности. Мы еще не знаем, как поведут себя площадки, будут ли готовы идти на переговоры или займут позицию «бизнес есть бизнес». С точки зрения посетителей, мы все достаточно насиделись дома и научились основным правилам профилактики заражения в общественных местах, так что, думаю, гости придут, как только маркеты откроют. Выглядеть это будет необычно: гости и продавцы в масках и перчатках, за которыми не видно улыбок и эмоций. Но тем не менее мы оптимистично смотрим в будущее: торговые границы с Индией открыты, участники готовы приступить к работе при первой возможности, на базаре торг всегда уместен. Наши гости активны в социальных сетях и пишут, что очень ждут, когда снова встретятся на ярмарке. Мы уверены, что, как только сможем работать, большинство гостей «Delhi базара» придет на мероприятие, потому что индийская ярмарка – это больше чем просто покупки. Это место встречи с друзьями, ностальгия по путешествиям и атмосфера настоящего индийского базара.
Маркет, по сути, это ярмарка – совокупность временных точек продажи, универсальная форма торговли. Если товар уникален, она производится сезонно или недостаточно массово и не окупает открытие постоянного магазина. С этой точки зрения постковидные маркеты вряд ли изменятся, для этого нет причин. Изменятся люди, продавцы и покупатели маркетов, но эти изменения предсказать сейчас сложно. Для меня очевидно: когда бы ни закончился карантин, посещение массовых мероприятий еще долго будет у многих людей ассоциироваться с риском. По ощущениям, раньше следующей зимы ожидать восстановления посещаемости маркетов в закрытых помещениях не придется. К тому же на карантине появился новый опыт – люди засели дома и обнаружили кучу классных ненужных вещей из СССР и старше. Продавать их многим лень, а освободить место хочется, поэтому занялись пристройством. Думаю, эта тенденция останется с нами и после карантина – вывоз лишнего. А еще во время изоляции, когда Городской блошиный рынок, как и другие маркеты, не работает, сильно выросла наша группа в Facebook «Антикварная барахолка» – число участников приближается к 57 тысячам человек. Но, несмотря на наличие бесплатных и удобных онлайн-площадок, продавцы и покупатели ждут живых маркетов. Даже после эпидемии покупать редкий старинный фарфор, украшения и живопись будут вживую – просто потому, что качество подобных вещей определяется наверняка только при личном осмотре.
Есть ощущение, что уличные фестивали будут пользоваться большой популярностью. Просто потому, что на свежем воздухе намного труднее подхватить вирус, если так можно говорить. И потому, что все очень по ним соскучились. Малый бизнес потерял солидное количество денег, и неизвестно, когда откроются рестораны. Скорее всего, для них введут определенные правила после эпидемии: уменьшение количества столиков и посадок, соблюдение дистанции между людьми. Конечно, москвичи пойдут туда, но открытых заведений будет не так много, поэтому, вполне возможно, многие кафе, рестораны и гастроэнтузиасты побегут на маркеты. Мы на своем мероприятии точно поменяем посадку, потому что наша прежняя концепция «длинный дружеский стол» уже неактуальна. Придется ставить перегородки или раздвигать столы. А еще увеличить количество санитайзеров. Но на самом деле мы и до пандемии делали все ради безопасности наших посетителей. Мы единственный фестиваль, который проверяет у всех наших участников санитарные книжки и декларации на продукты. У нас есть свой санитарный врач, который ходит и все полностью осматривает. И мы очень надеемся, что, несмотря на пандемию, массовые мероприятия уже разрешат этим летом, в июле-августе.
26 мая, 2020