Онлайн-школа SkillFactory и Contented запустили проект Women Power IT о женщинах в data science, IT и дизайне. До 19 июня можно послушать истории ведущих специалисток в этих традиционно мужских областях. Мы поговорили с ними и узнали, с какими стереотипами они сталкиваются на своем пути и как их можно преодолеть.
Наш проект не про дискриминацию, а про видимость. Мы показываем, что есть очень крутые специалистки в своей сфере, с внушительным списком побед в конкурсах, участницы многих проектов и так далее. Мы просим их рассказать не о карьерном пути или востребованных инструментах в продакт-менеджменте – гораздо важнее представить конкретные истории конкретных девушек, причем из первых уст. Конечно, есть данные, что специалисток в IT, data science и дизайне меньше, чем специалистов, что есть предвзятое отношение к профессионализму девушек. На днях лондонские ученые опубликовали результаты исследования: за время карантина в разы снизилось количество публикаций женщин, зато стало больше статей от мужчин. Потому что забота о быте, детях и стариках – все еще женская обязанность в значительной степени, в то время как мужчины могут посвящать свое время работе и карьере.
Я сталкивалась с неуместными вопросами о личной жизни и семейных планах, мол, когда рожать. Знакомые друзья-программисты высказываются в духе «хотелось бы продвинуть свою девушку в IT, там денег побольше, пусть проджектом поработает, ну или тестировщицей – норм профессия для девушек». Но самый главный стереотип – что девушки менее способны во всем, что касается умственного труда. И тут целый букет разных утверждений: от «девушки пишут код хуже» (в реальности ровно наоборот) и «девушки по природе больше гуманитарии, точные дисциплины типа математики им даются хуже» (нет!) до «зачем тебе программировать, если есть более подходящие для девушек сферы – например, SMM, маркетинг» (тоже нет).
Стереотипы – часть нашего сознания, мышления, которая влияет на суждения, решения и поступки. С ними стоит бороться с помощью просвещения, популяризации исследований, самого их проведения. Это не быстрый процесс, и понятно, что перестраиваться компаниям и нам самим сложно, это некомфортное занятие, дается нелегко. Кроме того, мужчинам приходится отказываться от привилегий, которые они считают своими базовыми правами, а это подчас даже болезненно, и идут они на это неохотно.
На пятом курсе филфака МГУ я начала подрабатывать веб-аналитиком в «Лаборатории Касперского». Никаких особенных технических навыков для этой работы не было нужно, зато требовалось знание датского языка. Так я заинтересовалась IT и решила, что хочу дальше развиваться в этой сфере. Совсем бросать лингвистику я не хотела, поэтому поступила в магистратуру по компьютерной лингвистике (Natural Language Processing, NLP) в московскую «Вышку». По мере того, как я училась, мои задачи на работе постепенно менялись на более технические – и за это я коллегам из «Лаборатории» очень благодарна. Сейчас я работаю в Insight Centre for Data Analytics в одной из лабораторий компьютерной лингвистике. Insight – это научно-исследовательский институт в ирландском городе Голуэй, наполовину аффилированный с индустрией, наполовину – с университетами. Я участвую в двух проектах лаборатории и пишу PhD. Основное направление работы нашей лабы – NLP для миноритарных и древних языков, так что я занимаюсь сбором и структурированием соответствующих данных (от электронных изданий древних текстов до данных соцсетей для миноритарных языков).
Мне повезло, что на работе мне никогда не приходилось сталкиваться с какой-либо дискриминацией по гендерному признаку, однако прививаемые с детства стереотипы вроде «программирование не для девочек» сильно мешали учиться. Я очень боялась ошибиться, придумать не самое оптимальное решение задачи, опасалась задавать вопросы и признаваться, если что-то не получается, чтобы на меня не повесили ярлык «тупого гуманитария» или «тупой бабы». Но у меня был сильный интерес к науке, поддержка однокурсников в «Вышке» и коллег в «Лаборатории Касперского», да и опыт постепенно накапливался. Но я не могу сказать, что меня полностью отпустило даже сейчас. Несмотря на то что я два года преподавала Python и NLP в «Вышке» и на нынешней работе у меня прекрасный и совершенно не токсичный коллектив, я все равно порой боюсь показаться дурочкой. Не знаю, чем эти страхи обусловлены в большей степени: гендерными стереотипами или просто синдромом самозванца.
Я начала заниматься дизайном четыре года назад. Тогда как раз у меня появилась первая работа, на которую я попала случайно. Я всю жизнь рисовала и очень хотела стать архитектором, потому что у меня определенно были математические способности. Но, когда я выбирала, куда мне поступать, мне показалось, что мои творческие способности не такие сильные и у меня гораздо лучше получается считать, поэтому я отучилась на финансиста. И вот, уже будучи студенткой, я увидела во «ВКонтакте» сообщение: требуется дизайнер, можно без опыта. Меня взяли стажером. Я толком не представляла, что такое веб-дизайн, не знала, что такое лендинг. Но, когда я приехала, увидела дизайнеров, мне сразу очень понравилась атмосфера. Мне показалось, что это крутая возможность для меня. Так что мой приход в IT, по сути, случайность. Я сейчас работаю продуктовым дизайнером на платформе по работе с самозанятыми, разрабатываю веб-приложение для Android. Это полностью мой проект, я занимаюсь им уже полгода.
Один из самых больших стереотипов, с которыми я сталкивалась, – «нельзя стать дизайнером, если ты не гениальный художник, не отучился на дизайнера». Сейчас я понимаю, что в любом деле можно добиться успеха, прикладывая огромное количество усилий. Неплохо, если умеешь рисовать – это и правда помогает. Но если у тебя нет этих навыков, то их несложно развить. Нужно каждый день смотреть разные работы других дизайнеров, бесконечно сидеть на Pinterest, Behance, Dribbble – это ключевые ресурсы для вдохновения. Креативность, как мускулы, наращивается со временем.
Сначала у меня сложилось впечатление, что эта профессия довольно мужская. Я наблюдала: выдающиеся дизайнеры, спикеры на конференциях, руководители – все мужчины. Сейчас я замечаю, что девушек в дизайне стало больше. В некоторых компаниях стараются придерживаться правила «50 на 50» просто для какого-то коллективного здоровья. Но если говорить конкретно о моем опыте – я работала с девушками лишь в двух компаниях, чаще всего я была единственной девушкой в команде.
В начале моей карьеры я все время смотрела по сторонам. Входить в профессию очень тяжело, особенно когда вокруг тебя все всё уже умеют. И для девушек еще сложнее. Они попадают преимущественно в мужской коллектив, где им кажется, что, чтобы чему-то научиться, нужно быть милой, со всеми дружелюбно общаться. Но мне кажется, это очень неправильная концепция. В самом начале важно быть жадным до знаний и в каком-то смысле холодным по отношению к другим людям. То есть сказать «нет» синдрому самозванца и понять, что я здесь, я пришла в эту профессию, меня взяли на это место и я должна получать знания. Вот у меня есть мои коллеги, я за ними наблюдаю постоянно, смотрю за каждым их шагом и таким образом развиваюсь.
Моя карьера в IT началась с базовой операционной должности в Skyeng – руководителя группы преподавателей. Тут я как раз близко познакомилась со своими пользователями-преподавателями и операционными менеджерами. На своем опыте прожила все проблемы – пользовательские боли, начала их решать и делиться с другими, так выросла до проджекта. Потом уже случились первые встречи с командами разработки, проектирование фич (функции сервиса, которые решают боли) и их реализация. Сейчас я занимаюсь сразу несколькими направлениями: мотивацией преподавателей, автоматизацией процессов поддержки и сопровождением преподавателей.
Первый стереотип – «без технических знаний нельзя». На самом деле сложно, но можно. Все по необходимости можно прокачать в процессе, и обычно не сделать этого у тебя просто нет выбора. Второй стереотип – «программистам неинтересен бизнес-контекст», но все самые крутые решения рождались в момент обсуждения бизнес-проблемы с командой. И сейчас я очень часто страдаю из-за того, что нельзя просто взять и пропихнуть фичу в разработку, потому что руководитель команды разработки требует аналитический отчет, где увидит сдвиг метрики. С классическим «ты женщина, что ты в этом понимаешь» столкнулась один раз, одновременно со своим тимлидом – она тоже женщина. На большой кросс-командной встрече, после того как я озвучила решение проблемы, а Аня (мой тимлид) подтвердила, что технически нужно делать именно так, прозвучала фраза «А есть кто-нибудь посерьезнее, чтобы ответить на технический вопрос?». Было интересно наблюдать за дальнейшей реакцией автора вопроса, когда все присутствующие подтвердили центр экспертизы в лице женщины.
С проблемами помогает справиться опыт и коммуникации. С помощью soft skills можно решить много вопросов и без знания технических особенностей. А еще очень важно преодолеть страх задавать глупые вопросы. Чем больше вопросов вначале, тем меньше негативных последствий. Совсем не зазорно сразу сказать, что ты чего-то не понимаешь. Таким образом ты четко определяешь границу знаний и твоего погружения в контекст, что дает команде понять, какой информации тебе не хватает для принятия решений. В IT очень много сленга, и порой, даже когда речь идет об очевидных вещах, сначала много неясного.
В этой области принято все считать, принимать решения на основании качественных и количественных данных. При этом нужно руководствоваться здравым смыслом и уметь совершить шаг веры. Мне пришлось учиться думать как разработчик, которому поставили задачу. Формулировать свои мысли буквально, описывать каждую деталь, даже если что-то кажется очевидным или «по умолчанию», потому что везде так работает. Например, когда нажимаешь на кнопку на сайте, она должна имитировать нажатие: если это не прописать в ТЗ и не проговорить, программист не будет этого делать.
16 июня, 2020