Прогулка по Москве: 5 самых необычных зданий столицы

В Москве появится здание в стиле игры Minecraft – таким затейливым станет очистное сооружение «Мосводостока». Какие любопытные здания уже есть в столице? Наши друзья из проекта «Москва глазами инженера» собрали пять необычных строений – от XIX до XXI века.

Центральный дом художника (Новая Третьяковка)

Архитекторы Ю. Шевердяев, Н. Сукоян (1983)

Прогулка по Москве: 5 самых необычных зданий столицы

Фото: Елена Крижевская

Выставочное пространство было построено в эпоху стеклянно-бетонной архитектуры. Центральная лестница ведет на второй этаж, предназначенный для экспозиции. Так метафорически переосмысливается идеология планировки храмов и в целом миссия изобразительного искусства – духовный рост. Устройство здания с двухъярусными выставочными залами и ленточным остеклением работает на ощущение наполненности и разнообразие чувств посетителей. Выходя из аскетичных стен музея, чувствуешь не усталость и пресыщенность, а одухотворенность. Это тот случай, когда здание стало равным командным игроком с экспонируемыми произведениями.


Здание администрации парка Горького

Архитекторы С. Шервуд, А. Щусев, Эль Лисицкий (1889, 1928, 1932)

Прогулка по Москве: 5 самых необычных зданий столицы

Фото: парк Горького

В 1889 году архитектор Сергей Шервуд построил корпус для завода Николая Бромлея. Это было краснокирпичное промышленное сооружение с членениями стен, имитировавшими ордер, с огромной аркой со стороны Москвы-реки, которая и теперь четко читается на внутреннем фасаде. После революции архитектура сменила курс с функциональности на демонстрацию, и здание было перестроено в духе неоклассики Алексеем Щусевым. А к 1932 году Эль Лисицкий полностью переодел здание в конструктивистский фасад, накрыл шедовым освещением, пристроил фойе и колонны. Далее здание ждало ни много ни мало еще четыре перестройки. Сегодня его относительно бедный фасад с отголосками конструктивизма привлечет внимание далеко не каждого прохожего, зато эти стены помнят три века, а история московской архитектуры почти не знает других таких примеров борьбы за жизнь.


Театр «Мастерская Петра Фоменко»

Архитекторы С. Гнедовский, М. Гаврилова, О. Барсукова, М. Крылов, И. Захаров (2007)

Прогулка по Москве: 5 самых необычных зданий столицы

Фото: Елена Крижевская

По желанию Петра Фоменко новую сцену его театра поставили на том месте, к которому привыкли поклонники старой сцены. Здание на откосе набережной Тараса Шевченко получилось необычным. Классический театральный фасад с колоннами обращен к Москве-реке, а с другой стороны расположен индифферентный вход без намека на вечерний флирт с публикой. Особенность места (крутой склон реки) повлияла на устройство внутреннего пространства. Сколько раз ни входи в театр, всегда одергиваешь ногу от неожиданности спуска, а не подъема к зрительному залу. Лестница спускается в холл, имитирующий античный амфитеатр с мраморными ступенями-сиденьями. Далее через раздвижную стену в пространство фойе вливается сцена малого зала. Одна из его стен – стеклянная, как в аквариуме. Со стороны фасада устроена лестница, по которой можно подняться на крышу с газоном и садом. В большом зале партер трансформируется в сцену, оркестровая яма опускается и поднимается, а сам зал превращается в black box.


Комплекс Art House

Архитектор С. Скуратов (2012)

Прогулка по Москве: 5 самых необычных зданий столицы

Фото: Елена Крижевская

Игра с материалами – кажется, давно забытая тема для архитекторов, но Сергей Скуратов решил к ней обратиться. Здание на Яузе построено на основе кирпича и металла. Разговор материалов зашит в самой ткани дома. Здесь использован кирпич двойного обжига, а такая процедура выдавливает металл, который есть в составе глины, на поверхность и естественным образом покрывает кирпич металлической патиной. При солнечном освещении дом вырастает в литую скульптуру. Помимо этого, во время строительства действовали градостроительные нормы по высоте – допускалась высотность в четыре-пять этажей без уточнения высоты. Архитектор остроумно выполнил условия этажности, при этом высота потолков на одном из этажей составляет девять метров. Таким образом, дом стал единственным в своем роде воплощением красивого нарушения закона. После него законодательство было отрегулировано.


Театр кукол имени С. В. Образцова

Архитекторы Ю. Шевердяев, А. Мелихов, В. Уткин (1970)
Идея фасада и часов С. Образцов

Прогулка по Москве: 5 самых необычных зданий столицы

Фото: Елена Крижевская

Театр кукол Образцова на Садовом кольце – один из самых больших в мире, с самым большим в мире музеем кукол внутри. Главный фасад – это монолитная стена из двух прямоугольных плоскостей, разделенных широкой нишей, углубленной на метр. Опустить ее требовалось для установки часов, ставших главным украшением фасада. Циферблат окружают 12 домиков, в которых живут кукольные персонажи известных сказок. Каждый час один из них показывается из своего домика, а в 12 часов дня и ночи под музыку открываются все домики циферблата. Перед началом нового часа петух наверху хлопает крыльями и кукарекает. Кстати, для этого звука используется запись личного петуха Образцова, который жил у него на даче. Еще одна интересная деталь: изначально отсутствие окон у здания замещал стеклянный вход, не завешанный, как сейчас, афишами, так что вечером с улицы можно было насквозь видеть фойе театра с толпой зрителей.

Валерия Гайдина

23 июня