20 ноября в Вильнюсе скончался театральный режиссер Эймунтас Някрошюс, ему было 65 лет. На стиль Някрошюса оглядывались все прогрессивные драматурги и постановщики на постсоветском пространстве да и в Европе: он был одним из первых авангардистов, кто не побоялся минимализма в сценографии, сделал упор на актерскую пластику, притчевость, метафоричность. Его любимые приемы – живой огонь и белый дождь (настоящий, из муки, сахара или песка).
Някрошюс всю жизнь проработал на родине, в Вильнюсском молодежном театре, Каунасском драматическом, а с 1998 года – в театре Meno Fortas (читается как «Мяно фортас», с литовского – «Форт искусств»), который он основал. В Сети можно найти несколько записей его спектаклей, но почти все из них – на литовском языке и безо всякого перевода.
Мы собрали для вас постановки, снятые на видео и снабженные озвучкой или субтитрами.
Видео: YouTube/Руслан Коваль
Свои первые нашумевшие спектакли Някрошюс поставил в Литовском государственном молодежном театре, в том числе и «Квадрат». Советскую документальную повесть «А было так» В. Елисеевой он превратил в горький спектакль о том, как главный герой, вышедший из тюрьмы зэк, разговаривает с любимой женщиной и рассказывает ей, как же он жил в неволе.
Запись спектакля существует, к сожалению, только в закадровом переводе.
Видео: YouTube/Волос Авангарда
Другая постановка Някрошюса того же периода, что и «Квадрат» (поставлена по модернистской пьесе Коростылева «Праздник одиночества»), – о жизни, судьбе и искусстве великого грузинского художника-примитивиста Нико Пиросмани. Все действие пьесы происходит в чулане под лестницей, где в полном одиночестве в 1918 году умирал классик наивного искусства.
Видео: vk.com/Максим Казанцев
Видео: vk.com/Максим Казанцев
Являясь вольной интерпретацией «Пира во время чумы» и одновременно с этим «Каменного гостя» (это маленькие трагедии Пушкина), этот спектакль Някрошюса видится крайне продвинутым в обращении с первоисточниками. Так, во второй части спектакля появляется персонаж, которого не было ни в том ни в другом произведении – Девочка-смерть.
Видео: YouTube/Руслан Коваль
Конкретно эта запись спектакля по фундаментальной шекспировской трагедии сделана в 2005-м. Критики писали об этой постановке, что в ней заметна театральная магия Някрошюса, но как конкретно действует эта магия, невозможно даже уловить. Главное – что действует.
Видео: vk.com/Елена Лездкан
«Всякий раз после очередной премьеры »доброжелатели« режиссера с надеждой вопрошают: »Ну и как вам Някрошюс (в смысле, не исписался ли он)?« И всякий раз им хочется ответить вопросом на вопрос: »А вы с чем, собственно, сравниваете?« Ибо спектакли гениального литовца имеет смысл сопоставлять только с его же собственными спектаклями. Все прочие произведения театрального искусства сопоставления этого по большей части не выдерживают. Так и с »Отелло", – писала об этой постановке Някрошюса критик Марина Давыдова в 2000 году.
Видео: YouTube/еrmichevandrejj russian resource
Видео: YouTube/еrmichevandrejj russian resource
Спектакль сложный для понимания не только для русских (вследствие языкового барьера), но даже и для самих литовцев. Някрошюс поставил эпическую поэму Кристионаса Донелайтиса, поэта XVIII века, которая написана на старом языке, непонятном без перевода. Режиссер не побоялся этого, даже более того: в интервью рассказывал, что для него представлялось совершенно необходимым перенести на сцену именно этот текст, поскольку за него не брались другие постановщики.
20 ноября, 2018