Новый Кончаловский, «Цой» и «Еще по одной» – коротко о главных фильмах недели

Новый Кончаловский, «Цой» и «Еще по одной» – коротко о главных фильмах недели

В большой прокат на этой неделе выходят сразу две громкие премьеры: фильм «Цой» Алексея Учителя, который попытались запретить родственники музыканта, и «Дорогие товарищи!» Андрея Кончаловского, который получил за него спецприз в Венеции. Правда, едва ли не самой зрительской премьерой оказывается комедия «Еще по одной» про людей, которые слишком много пьют. Егор Москвитин с подробностями.

«Цой»

Новый Кончаловский, «Цой» и «Еще по одной» – коротко о главных фильмах недели

Фото: «Каропрокат»

Режиссер Алексей Учитель – и сверстник, и летописец Ленинградского рок-клуба. И даже свою кинокомпанию он назвал незатейливо: студия «Рок». Но в биографическом фильме о Викторе Цое он отчего-то отказывается от самого Виктора Цоя. События начинаются уже после той автокатастрофы, в которой погиб музыкант. А сюжет делает фантастическое допущение: якобы тот самый водитель за рулем автобуса, в который врезался Цой, и будет тем человеком, который доставит гроб с музыкантом и его родственников к месту похорон. Дорога пролегает через половину Советского Союза, угрюмого водителя играет Евгений Цыганов, а автобус, конечно же, трясет и трясет.

Видео: Rock Films/YouTube

Родственники Виктора Цоя уже читали сценарий, и он привел их в полный ужас. Но нужно понимать, что ровно два года назад абсолютно такая же история произошла с фильмом «Лето» Кирилла Серебренникова – а в итоге получился замечательный фильм. Просто не о трех конкретных музыкантах, а о духе времени, жажде свободы и удивительном любовном треугольнике людей, которые были очень хрупки, талантливы и печальны. То же самое с картиной «Цой». Это ни в коем случае не его история – скорее, такой портрет времени, которое убивает воспевающих его поэтов. Именно поэтому главный герой – не сам музыкант, а водитель, который убил его и при этом остается абсолютно невинным. И этот водитель – олицетворение каждого из нас. Так что если относиться к фильму не как к биографическому, а как к такому социальному, политическому и страноведческому, то все с ним будет вполне хорошо.


«Дорогие товарищи!»

Новый Кончаловский, «Цой» и «Еще по одной» – коротко о главных фильмах недели

Фото: «Дисней Студиос»

Новый фильм Андрея Кончаловского – история о злободневном, но рассказанная с интонацией, с которой обычно говорят о вечном. События описывают один день Новочеркасска – советского города, где в 1962 году произошли массовые волнения, жестоко подавленные армией и спецслужбами.

Видео: Novoekino/YouTube

В итоге эти события были засекречены, и о восстании узнали спустя десятилетия. Но даже в новой России о нем не делали художественных фильмов. Так что картина Кончаловского, к тому же еще и черно-белая, первая. Но вместо документальной реконструкции она пытается рассказать нам античный миф. Грубо говоря, это история не про Новочеркасск, не про СССР, не про 2020 год с его уличными беспорядками по всему миру. Это история про власть и насилие как функцию этой власти. Учебники объясняют, что любое государство начинается с двух вещей: введения налогов и установления монополии на насилие. Андрей Кончаловский об этом насилии и рассуждает. И приходит к совершенно деморализующим выводам: оно будет всегда. При этом автор не пытается рассказать историю массовых протестов с точки зрения рабочих завода, потому что сам не является человеком из народа. Вместо этого он придумывает другую, гораздо более интересную для него героиню. Это партийная работница, которая выступает за жестокий разгон демонстрантов, в том числе и за расстрел. Но при этом узнает, что среди демонстрантов оказалась ее дочь. И тут-то внутри одной женщины вступают в конфликт две матери: грубо говоря, биологическая и государственная. И из этого конфликта рождается очень страшная история, от которой не оторваться, несмотря на весь ужас происходящего на экране.

Конечно, у власти всегда должны быть права отнять жизнь. На то она и власть. Но те люди, о которых я сделал этот фильм, – это, собственно, люди, которые были сами жертвами своих убеждений. И в определенном смысле это было, может быть, и заблуждение, но оно давало людям энергию жить и строить государство.
Андрей Кончаловский
режиссер

Кстати, для Юлии Высоцкой фильм «Дорогие товарищи!» особенный, ведь она сама из Новочеркасска. Как и многие другие, она узнала о трагедии только десятки лет спустя.

Уровень страха был такой высокий, что если твою семью это непосредственно не коснулось, то об этом просто предпочитали не упоминать. И, более того, я даже думаю, что и в городе очень хорошо сработала система государства, страшная система, которая сделала так, что это действительно было покрыто совершенно такими запретами, это была запретная тема. Мы все узнали об этом в 1990-х годах, все.
Юлия Высоцкая
актриса

«Еще по одной»

Новый Кончаловский, «Цой» и «Еще по одной» – коротко о главных фильмах недели

Фото: Capella Film

Скандинавы и русские – братья навек. И дело тут не только в похожих климатических условиях, но еще и в особом отношении к спиртному. Так что картину «Еще по одной», которую датчане в этом году выдвигают на «Оскар», в России приняли очень тепло.

Местная премьера ленты состоялась на Московском международном кинофестивале, и немудрено, что мы попали под ее обаяние. Ведь главные герои – четыре учителя, которые решили на собственной шкуре проверить одну известную теорию. Есть норвежское исследование, которое гласит, что человеку для счастья необходимо 0,5 промилле алкоголя в организме. И вот герои и начинают проверять эту гипотезу на себе, каждый день понемножечку выпивая. Начинается все как безудержная, смешная комедия, но заканчивается, разумеется, экзистенциальной драмой. В главной роли блестящий Мадс Миккельсен, а режиссер – давний друг Ларса фон Триера Томас Винтерберг, который вместе с фон Триером придумал движение под названием «Догма 95». Принцип его гласит: пространство вокруг героев может быть абсолютно театральным, но при этом сами герои должны переживать максимально достоверные психологические ощущения. И любой из нас, кто выпивает, от этого точного искрометного фильма придет либо в восторг, либо в ужас. Все зависит от того, сколько вы пьете.

Звездные новости, рецепты столичных шеф-поваров и последние тренды — на «Дзене»

Подписаться

12 ноября, 2020

Новости